Таким образом, в целом, устоявшейся в психологической науке является точка зрения, согласно которой степень генетической детерминации одаренности у ребенка равна примерно 40-60%. Следует также различать направленность и область генотипического и средового влияния на формирование одаренности: в данном случае, роль генотипа неоспорима в тех случаях, когда: способность является общей, а не специальной; способность тесно связана с общим интеллектом; способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой; способность можно отнести к видовым признакам человека.

Большинством исследователей признается активное воздействие генотипических факторов на развитие умственной одаренности в двух направлениях: во-первых, генотипом определен некий теоретически существующий предел развития способностей, а во-вторых -индивидуальный темп развития. Однако это обстоятельство не следует рассматривать в качестве признания фатальной предопределенности результатов развития, поскольку данные, получаемые в ходе различных психогенетических исследований, свидетельствуют не о наследуемости той или иной характеристики, а лишь о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий.

В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Известны гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности.

Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности способностей речь заходит всякий раз тогда, когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг «врожденных» способностей неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что, в конце концов, такие особые «высшие» способности, как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие, ожидает судьба «грамматических» и «арифметических» способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов.

[1] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2000.

Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность)
Обман Вы наверно видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза. Все это типичные признаки, однако, как уже говорили, объяснять значение невер ...

Структура личности
Личность, согласно теории Фрейда, состоит из трех основных систем: ид(оно), эго(я) и суперэго (сверх-я) . Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния ...

Барьеры как факторы, мешающие общению
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто ...