


Правосознание и правоисполнительное поведениеСтраница 3
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражаются, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания и т.д. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. При изучении эмоций было установлено, что чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Когда определенная полоса или эпоха нашей жизни безвозвратно отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с этим сменяется весь строй эмоциональной жизни. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь с их прошлыми чувствами. Поскольку между новыми и старыми чувствами сохраняется преемственность, она определена и обусловлена в меньшей степени, применимо к организации волевой жизни и к любой аналитически выделенной стороне психики.
Тот факт, что психические процессы человека - суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно проявляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия.
Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была ей здесь дана, является психологией личности. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности, но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяют направленность личности, ее способности и характер, составляют основания самой личности и определяют ее психологический облик.
Из книги А.В. Дулова "Судебная психология" (-Минск, 1975, с. 141,142)
.С необходимостью изучения личности приходится сталкиваться при решении самых различных вопросов. Это дает возможность понимать поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на него. Важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действия, но и более стойкие, более глубокие психические свойства личности, что должно давать возможность прогнозировать ее отношение к процессу расследования, отдельным действиям, общениям.
Изучение личности всегда не сама цель, а средство для достижения определенных целей данной стадии осуществления правосудия.
Изучение личности правонарушителя имеет целью не только выявление в нем отрицательных свойств, привычек, потребностей. Всегда имеется и цель выявления положительных свойств, сторон характера, которые следует развивать, на которые следует опираться при работе с правонарушителем .
Из книги В.Л. Васильева "Юридическая психология":
.Индивидуальный темперамент человека - всегда сложное явление. Не каждый человек может быть отнесен к одному из четырех типов темперамента . Эти четыре типа, по словам И.П.Павлова, "наиболее частые и резкие", их "действительность отчетливо выдвигает". Но условия жизни, воспитание, деятельность свидетеля, потерпевшего, обвиняемого вносят в темперамент и тип высшей нервной деятельности свои "поправки".
Следователь в массе людей, с которыми он сталкивается, встречает многочисленные промежуточные и переходные типы нервной деятельности, а следовательно, и типы темперамента . Каждое отдельное свойство темперамента зависит не от какого-либо одного, а нескольких различных свойств нервной системы. Поэтому при различном количественном соотношении с развивающейся личностью. То же, внешние свойств нервной системы качественно изменяются и свойства темперамента.
Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (Freud S., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный процесс характерен для первичной структуры психического аппарата.
Затем крик становится для ребенк ...
Когнитивный подход в психологии
Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать.
Согласно концепции Брунера наше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер, потому ...
Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта.
Способ ведения переговоров с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта
("в ситуации заложника"), как правило, используется в так называемых локальных ситуациях, возникающих, например, при бытовых конфликтах (в заложниках чаще всего оказываются родственники знакомые преступника), при преследовании убегающего ...
