Одиночество как психологический феноменСтраница 6
Одна из наиболее значимых составляющих “Я-концепции” подросткового и юношеского возраста – половая идентификация, связанный с ней круг ролей, субъектных и объектных переживаний. Наиболее полно эта грань развития исследовалась с позиции классического и постклассического психоанализа. Согласно теории психоанализа, в период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают равновесие, установившееся в более ранний, латентный период, и приводят к росту напряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Результатом этого своеобразного возврата к генитальной (по З. Фрейду) фазе становится разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи.
Исследования Блосса в этой области показали, что нередким результатом смещения такого равновесия является амбивалентность поведения, в особенности у юношей, его колебания от одной крайности к другой. По Блоссу, неуравновешенность мыслей и чувств, характерная скорее для ребенка младшего возраста, внезапные переходы от ненависти к любви, от принятия к отталкиванию, от радости к унынию также являются типичной формой юношеской регрессии.
Внутренний конфликт, стремление к независимости и потребность в помощи будут прямой причиной бунта подростка, не принимающего неустойчивой и противоречивой реальности.
Одним из важных следствий вышеописанного будет переживание одиночества и утраты. Блосс это состояние называет “эмоциональным и объектным голодом”.
Справедливо утверждать “эмоциональный и объектный голод” Блосса является обострением уже имеющегося переживания одиночества, либо, в определенном числе случаев, “отправной точкой” хронизации этого переживания.
Пытаясь справиться со своей внутренней опустошенностью, подросток склонен к расширению круга своего общения, часто хаотичному, беспорядочному. Переживание одиночества в этом случае будет носить характер сопутствующего состояния, одновременно являясь и причиной и следствием. Этот вариант одиночества, несмотря на всю остроту эмоциональных переживаний, близости к кризисам эмоционально-личностной сферы, тем не менее является одним из наиболее конструктивных.
“Я-концепцию” и физические качества подростков первым связал Э. Эриксон (1968), считая эту связь важнейшей предпосылкой формирования подростковой идентичности. Эриксон рассматривает развитие личности как процесс, в котором, безусловно, взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы жизни подростка.
Подростки, имеющие более низкие показатели физического развития, были более коммуникабельны, социально активны, т.е. происходит своеобразная компенсаторная реакция. Наблюдая аналогичный процесс в среде современных подростков-школьников (8 – 9 класс), мы вправе говорить, что для таких ребят одиночество является практически постоянной константой, нередко умело закамуфлированной внешней веселостью, иногда выражено “шутовским поведением”. Почти каждый подросток проходит через период чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что он один во всем классе, нет, во всей школе, нет, во всей Вселенной испытывает подобные чувства.
Кажется, что подросток отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто не понимает. Он завидует вот той весьма популярной девчонке с симпатичной улыбкой и хочет быть как она — без проблем и забот.
Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе. Может, та самая девчонка боится, что люди любят не ее, а лишь ее хорошенькую мордашку. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть своя табель о рангах: кто-то из них стоит на последнем месте и должен как-то мириться с этим.
Подростку трудно себе представить, что он не единственный, у кого есть проблемы, и если он вдруг рискнет поговорить об этом с друзьями, то будет поражен тем, как хорошо они поймут его и каким облегчением будет для них получить возможность поговорить о своих проблемах.
С другой стороны, они могут и «закрыть ставни». Подростки так отчаянно стремятся соответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взгляды или чувства необычными. Самые глубокие переживания подростки хранят в тайне, убежденные, что их никто не поймет.
Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта.
Способ ведения переговоров с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта
("в ситуации заложника"), как правило, используется в так называемых локальных ситуациях, возникающих, например, при бытовых конфликтах (в заложниках чаще всего оказываются родственники знакомые преступника), при преследовании убегающего ...
Методики
определения акцентуации характера
«Тяжелый характер» – всегда преграда для нормальных человеческих взаимоотношений. Например, причиной конфликта может выступать такая черта характера, как формализм. У некоторых людей формализм является проявлением застревающего и педантичного типа акцентуаций характера. Но чаще за формализмом скрывается бездушие и лень. У некоторых люде ...
Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общ ...