Правосознание и ответственность личности
Страница 1

Под правосознанием, в широком смысле слова, понимается весь правовой опыт личности, группы, общества. В первую очередь, к нему относится механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального поведения.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:

1. Оно не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;

2. Оно всегда проявляется через вторую сигнальную систему: речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;

3. Оно не может существовать без своего конкретного носителя человеческой личности, группы. По признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.

Современная психология, рассматривает правовые конфликты личности с обществом с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадаптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правопослушном поведении.

Пристальное внимание в психологии уделяется связи правосознания с нравственными чертами личности в единстве правовых и моральных оценок.

Правосознание расширяет кругозор социальных знаний личности, содействует осмыслению сущности социально-экономической модели общества, определяющей в конечном итоге правовую надстройку.

Отклонения от норм правосознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования психологами лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

1. правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

2. преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

3. преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.

Именно поэтому, при направлении усилий на социальную реабилитацию личности необходимо прибегать к помощи рекомендаций психологов, которые укажут на какие аспекты правосознания преступника следует обратить внимание, т.е. тех, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста, формирующейся в течение всей жизни индивида по мере его социализации. Оно тесно связано с правоспособностью и дееспособности личности.

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, которыми являются социальные привычки и традиции правового характера. Они могут сохраняться даже тогда, когда в действительности отсутствуют условия для их дальнейшего формирования и развития. С другой стороны, возможны ситуации консервативного содержания правовой нормы, когда это содержание уже отрицается всем ходом общественного развития и общественным правосознанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Адаптация ощущений
Чувствительность анализаторов определяемая величиной абсолютных пороков — непостоянна и изменяется под воздействием ряда физиологических условий. Адаптация - изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Виды: 1) Привыкание ведет к полной потере ощущения в процессе длительного воздействия раздражителя. 2) Притупление о ...

Содержание семейного воспитания.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детёй сегодня выступает на один из первых ...

Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника. Развитие личности
Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает тот или иной человек. Они используют этот термин для определения образа мышления, чувств поступков, характерных для данного индивидуума. В этом смысле естественно, каждый человек имеет свои особенности, которые являются закономер ...