


Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенкаСтраница 2
И хотя ребенок 5-7 лет может сознательно управлять своим поведением, своими действиями и помыслами, однако сфера применения этой способности весьма ограниченна.
Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой, поддержать малыша – значит придать ему силы для самого трудного – строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.
Ребенку 5-7 лет нужны постоянное поощрение, доверительное общение и родительская любовь. [10;91]
Дети очень чутки и восприимчивы, они прислушиваются к разговорам взрослых, приглядываются к отношениям родителей. Склонность детей старшего дошкольного возраста к подражанию ярко проявляется в творческих, ролевых играх. В играх детей порой можно увидеть как в зеркале – родителей.
В дошкольном возрасте ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Ребенок ждет одобрения близких взрослых, страшится наказания и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникает и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника – стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, родителей.
Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают его дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.
Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.[8;199]
Во многих семьях преувеличивается значение наказаний. А часто необдуманное их применение приносит только вред. Случается, что родители применяют физические наказания. Таким родителям следует помнить, что любое физическое наказание отрицательно действует на нервную систему ребенка, а значит вредит и его здоровью. Главное же – физическое наказание унижает его личность. Если ребенок привык к таким наказаниям, то все другие мало действуют на него.
Таким образом, воспитывая послушание, мы обязаны воспитывать и активность ребенка, а именно: желание выполнить просьбу, стремление хорошо себя вести, умение быть активным, самостоятельным в посильных делах.[9;19]
Самоуважение – сложное качество, и его воспитание находится под влиянием многих факторов. Это не такая простая черта характера, как скажем, аккуратность, которую можно воспитывать по определенной методике. Те дети, которые себя уважают, вырастают счастливыми, более приспособленными к жизни, легче переживают тяжелые минуты, верят в себя и свой успех. Родителям 5-7 летних детей необходимо воспринимать их серьезно. Только в этом случае ребенок будет откровенен. Дошкольнику необходимо иметь достойный пример, которым должны быть родители.
Только те, кто рассказывает детям о своей работе, успехах, об удачных и счастливых моментах, сможет создать дома атмосферу взаимного уважения. Ребенку захочется стать таким же человеком. Занятия с ребенком – важный фактор в воспитании самоуважения.
Каждый ребенок – это уникальное создание природы. Он такой, какой он есть. Неправильно, несправедливо и неразумно сравнивать его поведение, характер, путь развития с кем – либо. К сравнительным характеристикам также относятся прилагательные в превосходной степени, когда родители, желая похвалить своего ребенка, ставят его в исключительную ситуацию: «Ты поешь лучше братика». Часто, слыша превосходную степень, ребенок усваивает, что он исключителен, и потом захочет соответствовать этому типу. Но это всегда идеализированный образ, созданный родителями, который в реальности терпит крах. В этом случае у ребенка может развиться высокомерие или, наоборот, низкая самооценка, если он не будет дотягивать до того уровня, к которому привык в детстве.
Обычно во многих книгах по воспитанию пишут: «Не критикуйте ребенка, а критикуйте поступок», но реализовать этот поступок трудно. Слишком много критики и замечаний могут лишить ребенка самоуважения, вызвать недоверие, негативизм, которые укоренятся в характере, и он решит, что не стоит стараться, чтобы быть хорошим…
Родители не должны требовать от ребенка слишком много, того, что не относится к его возрасту. Даже игрушки надо подбирать, чтобы задачи были сложными настолько, чтобы ребенку они были интересны и решаемы.
Все эти мелочи помогут сформировать чувство самоуважения у ребенка, что он добивается успехов. Это является основой для формирования чувства победителя и уважения к себе.[9;186]
Понятие «клинико-психологический синдром»
Клинико-психологический синдром
– это закономерно возникающее сочетание симптомов нарушений познавательных процессов или личности, в основе которого лежит вызванная болезненным процессом дефицитарность объединяющего их звена в системно-структурном строении психики.
Важно отметить, что наличие симптомов нарушения познавательных процесс ...
Способности и задатки
В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".
Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способно ...
Другие формы психологической защиты
Активная самозащита включает идейно-волевую настроенность человека, позволяющую создать преграду стрессу. Это результат его собственных убеждений, внутренней культуры, работы над собой.
Вторая группа методов психологической самозащиты — "профилактика стресса радостью". Существуют чувственная радость (положительные эмоции чело ...
