


Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром.
Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде, которая вызывает соответствующие потребности человека и заставляет его производить определенные действия. В психике человека представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.
В сложное содержание психики личности входят, прежде всего, идеальные образы объективно существующих явлений. Психические образы - информационные модели объективного мира, используемые человеком для своей жизнедеятельности. Эти образы возникают у разных людей по-разному, что зависит от приобретенного опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и др. Кроме психических образов содержание психики включает и внеобразные компоненты - ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственной работы.
Человек как личность - это целостность, характеризующаяся такими свойствами: общими (родовыми), особенными (типовыми), единичными (индивидуальными). Его психика проявляется в трех видах психических явлений:
-психические процессы (ни один психический процесс не может протекать более или менее долго);
-психические состояния (протекают дольше, чем психические процессы);
-психические свойства (наиболее стойкие, но способны изменяться).
Эти психические явления тесно связаны между собой и в совокупности дают представление о складе психики личности, в том числе о психическом складе личности юриста.
Личность юриста (судьи, следователя, прокурора, нотариуса, адвоката и др.) отличается сложностью и многогранностью. Она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, избравшего определенную специальность в качестве одной из главных жизненных целей.
Итак, склад психики личности юриста, как и любой личности, - это психические процессы, психические состояния, психические свойства, образующие синтез интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, которые приобретают различное сочетание и уровень в разных ситуациях.
Представим психические явления на схеме (при ее составлении использован труд: М.И. Еникеев. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, с.47):
Психические процессы - акты психической деятельности, формирующие образы тех условий, в которых осуществляется эта деятельность, ориентирующие и регулирующие ее. (совокупность познавательных процессов - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; эмоциональных; волевых) | |
Психические состояния - текущие особенности психической деятельности, зависимые от условий этой деятельности и личных особенностей человека (мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; эмоциональные - эмоциональный тон ощущений, конфликтные эмоциональные состояния и др.; волевые - инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость; состояние организованности сознания - различная степень внимательности) |
Психические свойства - типичные для данного человека особенности его психики (темперамент - сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики; направленность - соподчиненная система потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок; характер - обобщенные способы поведения, как выражение определенного типа приспособления к окружающей среде; способности - психофизиологические возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности) |
Формы и методы профилактики агрессивного проявления у подростков
Профилактика агрессивных проявления предполагает ряд мероприятий. Успешная профилактическая работа по предупреждению агрессии у подростков невозможна без диагностики. Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивных проявлений можно отнести: опросники, проективные и рисуночные тесты, методы наблюдения. Д ...
Общение с учителем
Ребенка надо готовить не только к общению с одноклассниками, но и к общению с учителем. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений. Учитель на уроке имеет возможность воздействовать на класс и каждого ребенка в отдельности чере ...
О деловых качествах женщины
Главным критерием, который обуславливает психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно сказать: для женщины – среда, для мужчины – гены.
«Женщинам рисковать нельзя, их эволюци ...
