Информация » Психологическая культура юриста » Общая характеристика структурных элементов склада психики личности

Общая характеристика структурных элементов склада психики личности
Страница 2

Следует учесть, что память имеет избирательный характер: процесс запоминания и сохранения той или иной информации сопровождается ее "сортировкой". Так, свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут лучше запомнить в одних случаях приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что для них в данном случае более важно. Следователю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них.

Чувства и эмоции - не одно и то же, хотя они тесно взаимосвязаны, поскольку являются своеобразной сферой человеческой психики и всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность.

Эмоции - психический процесс импульсивной реакции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Иначе - это общая реакция организма на жизненно важные воздействия.

Чувства - психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений. Чувства являются эмоциональным регулятором социальных функций личности, психической формой отражения социальных потребностей.

В зависимости от сферы регулируемых социальных функций человека различают чувства:

-практические - возникают в практической деятельности;

-моральные - связаны с оценкой поведения в зависимости от его соответствия (несоответствия) социальным нормам;

-эстетические - связаны с отношением к прекрасному в окружающей социальной и природной среде;

-интеллектуальные - связаны с реализацией познавательной потребности.

Различают эмоции и чувства:

по интенсивности - сильные и слабые;

по продолжительности - кратковременные и устойчивые.

Эмоции и чувства есть положительные и отрицательные.

Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств юрист-профессионал, напр., следователь, может прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

По регулирующей функции эмоции делятся на:

-эмоциональный тон ощущения (наше отношение к качеству ощущения - приятные, неприятные, нейтральные);

-эмоциональный отклик (оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде);

-настроение;

-конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

Настроение - ситуативно обусловленное преобладание определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями: успехом или неудачей в работе, самочувствием, уровнем культуры во взаимоотношениях между людьми, обстановкой - комфортной или дискомфортной и др. Настроения имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс - эмоциональное состояние, возникшее в результате сверхсильных травмирующих воздействий (напр., неожиданное нападение вооруженного преступника) и состоящее во всеобщей мобилизации сил на поиск выхода из создавшегося положения. Стрессовое состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации. Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные возможности индивида к приспособлению. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичным расстройством памяти. Поводы возникновения аффекта различны: насилие, тяжкое оскорбление и др. Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травмирующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств.

Страницы: 1 2 3 4

Развитие личности
Адлер показал, как можно научиться понимать детей с отклонениями в развитии, детей, неприспособленных к окружающей среде, и детей слабоумных, приняв в рассмотрение то, как они вступают во взаимоотношения с людьми, в какой роли они видят себя в общественном разделении труда, как относятся к лицам противоположного пола, т.е. постичь цель, ...

Бессознательное как источник внутреннего конфликта
Фрейд считал сложную мотивационную структуру личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений ("Оно") с силой "Я" и "сверх-Я". "Сверх-Я" (социум как враждебное индивиду начало) оказывает давление, а "Я" вооружается своими оруди ...

Внешняя и внутренняя деятельность
Согласно А.Н. Леонтьеву различают деятельность внешнюю и внутреннюю. Внешняя — это деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется, соответственно, материальная и материализованная. Внутренняя — это деятельность уровне сознания, в идеальном плане — оперирован образами, символами, идеями. Приобщение чело ...