Речь
Мышление органично связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл.
Речь –
это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека.
Речь выполняет ряд функций:
- выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
- выступает носителем информации, памяти, сознания;
- является средством мышления;
- выступает регулятором человеческого общения и поведения;
- выступает средством управления поведением других людей.
Речь является основным средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального.
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:
1. Фонетического – по усвоению звукового облика слова.
2. Грамматического – по усвоению структурных закономерностей организации высказывания.
3. Семантического – по усвоению понятий отнесенности.
Виды речи:
· Устная речь – представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, делится на:
- монологическая речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям;
- диалогическая речь – представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух и более людей.
· Внутренняя речь – беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.
· Письменная речь – представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.
Заполнить тест
1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
с развитием метода интроспекции;
с развитием метода наблюдения;
с выходом трактата Аристотеля «О душе»;
2. Термин «психология» в научный оборот ввел:
Р. Декарт;
X. Вольф
Аристотель;
Г. Лейбниц;
3. Психол ...
Рекомендации специалистов по развитию памяти учащихся
школы VIII вида
Развитие – биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филоге ...
Теологические представления Фрейда. Религия как
общественный невроз
Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, бож ...