Информация » Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе » Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания

Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания
Страница 2

Успешность исправительных воздействий на осужденного во многом предопределяется психологической компетентностью сотрудников в вопросах стратификации (расслоения, поляризации) среды осужденных и наличием умений выявлять и учитывать их индивидуально-личностные особенности в построении взаимоотношений и в воспитательной работе. Научные исследования и практика отечественных исправительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осужденных на определенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, в зависимости от ориентации на групповые нормы - определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Если поведение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций. то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в то же время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляемых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изобличить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в пагубности последнего есть свидетельство профессионально-педагогического мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.

Ко второй группе осужденных (причем, наиболее многочисленной) – “нейтралам” (или “пассиву”) – относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет требования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т.д.), а с другой – открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т.к. считаются со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от того, на чью сторону удастся соориентировать “нейтралов”, во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в учреждении.

К третьей группе осужденных - “отрицаловке” (“блатарям”) - относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в “воровском законе”:

- оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения;

- уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия;

Страницы: 1 2 3

Неконструктивные установки на брак
Основные, наиболее часто встречающиеся неконструктивные установки на брак: Категоричность. Пессимизм. Субъективизм. Легкомыслие. Идеализм. Нереальные требования. Ориентация. Фатализм. Консерватизм. Жертвенность. На самом деле установок значительно больше и все их перечислить невозможно. Важно научиться их правильно и вовремя ...

Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162-172]. Допрофессиональное развитие 1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших пр ...

Психологические особенности деятельности и личности тренера.
Управление деятельностью и поведением спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следу ...