Информация » Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе » Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания

Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания
Страница 2

Успешность исправительных воздействий на осужденного во многом предопределяется психологической компетентностью сотрудников в вопросах стратификации (расслоения, поляризации) среды осужденных и наличием умений выявлять и учитывать их индивидуально-личностные особенности в построении взаимоотношений и в воспитательной работе. Научные исследования и практика отечественных исправительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осужденных на определенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, в зависимости от ориентации на групповые нормы - определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Если поведение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций. то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в то же время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляемых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изобличить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в пагубности последнего есть свидетельство профессионально-педагогического мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.

Ко второй группе осужденных (причем, наиболее многочисленной) – “нейтралам” (или “пассиву”) – относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет требования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т.д.), а с другой – открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т.к. считаются со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от того, на чью сторону удастся соориентировать “нейтралов”, во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в учреждении.

К третьей группе осужденных - “отрицаловке” (“блатарям”) - относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в “воровском законе”:

- оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения;

- уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия;

Страницы: 1 2 3

Общая характеристика переговоров
Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Пионер же таких исследований — француз ...

Потребительский генезис: предпосылки и развитие
Инсайт, как принято считать, теоретически возможен. Бессознательное осознаёт архетип, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Дело в том, что самонаблюдение понимает конформизм, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". Рефлексия просветляет ...

Принятие решений управленца в конфликте. «Z-модель»
Итак, наличие навыков и умений разрешать конфликтные ситуации – определяющее качество для руководителя. Если он обладает достаточной компетентностью, то использует конфликты для создания в команде конструктивной атмосферы (рабочего напряжения) при выработке того или иного решения и воплощения его в жизнь. Руководитель должен стать своео ...