Основные эмоциональные процессы и управление имиСтраница 2
Эмоции выполняют функцию оценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего.[7] Эмоции выполняют следующие основные функции:
― сигнальную, которая выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;
― регулятивную, которая выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды.
Классифицируются эмоции по разным основаниям:
1. по влиянию на деятельность – стенические - повышающие продуктивность деятельности и астенические - снижающие результаты деятельности. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки головного мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения рая» и «страдания, ада».
2. по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть);
3. по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические (связанные с деятельностью), интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические;
4. по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);
5. по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть.
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциальную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.[8]
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:
- побудительная функция обеспечивается активность ...
Генезис невроза.
Чтобы описать формирование невротических механизмов, Перлз использует метафору — популярную детскую сказку о голом короле. Как известно, все придворные и взрослые жители сказочной страны восхищались платьем короля, придумывали детали несуществующего наряда, подробно расхваливали его покрой и цвет. И только маленький мальчик, единственны ...
Психология завязывания деловых партнерских
отношений и виды общенияю Психология
завязывания деловых отношений
Прежде чем начать деловую беседу или переговоры с потенциальным партнером, необходимо вступить с ним в контакт, сделав это по возможности эффективно. Это и будет началом деловых партнерских отношений.
Любой добьется в ходе переговоров большего, если понравится своему партнеру. Нам приятно иметь дело с тем, кто нравится. Вам всегда усту ...