Понятие личностиСтраница 1
Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. И, наконец, третье свойство заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.
Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Любая личность характеризуется:
1) общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и проч.);
2) специфическими свойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;
3) подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;
4) направленностью, т.е. ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений;
5) определенным складом характера;
6) биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);
7) психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стилем работы (форма воздействия) и динамикой психики. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте, эмоциях, а динамика психики характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью;
8) психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и проч.).
Следует заметить, что черты личности и ее поведение в определенной степени предопределяются полом ее носителя (табл. 1).
Таблица 1. Психологические различия между мужчинами и женщинами1
Характеристика |
Мужчины |
Женщины |
Способ преодоления препятствий |
Интеллект, сила |
Хитрость, ловкость |
Ориентированность на проблемы |
Перспективная |
Текущая |
Потребность в эмоциональных стимулах |
Пониженная |
Повышенная |
Основа решений |
Рассудочность |
Чувственность |
Характер |
Замкнутый |
Открытый |
Отношение к внешнему миру |
Реалистичное, критичное |
Идеализированное, интуитивное |
Поведение |
Сдержанное |
Эмоциональное |
Преобладающий тип мышления |
Словесно-логическое |
Наглядно-действенное |
Объект внимания |
Содержание |
Форма |
Наблюдательность и точность |
Пониженные |
Повышенные |
Ориентированность |
Деловая |
Личная |
Отношение к другим |
Прямолинейное |
Гибкое |
Действие словесного поощрения |
Расслабляющее |
Возбуждающее |
Реакция на критику |
Агрессивная |
Спокойная |
Манипулирование информацией
Все разнообразие производимых над информацией операций с целью скрытого управления адресатом можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажение информации, ее утаивание, частное освещение вопроса, способ подачи, психологическая нагрузка.
Искажение информации
варьирует от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасов ...
Сущность понятия «жизненный сценарий»
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение вз ...
Цель формирования имиджа. Имидж как продукт целенаправленной
и нецеленаправленной деятельности
Процесс формирования имиджа — это всегда процесс целенаправленный, что расходится с практикой, поэтому необходимо обсудить этот вопрос, а потом — вопрос о цели формирования любого имиджа.
Практика свидетельствует: нередки случаи, когда о каком-либо человеке создается определенное мнение (например, отрицательное), возникает его отрицате ...