Информация » Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг » Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии
Страница 1

Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека различны. Практика показывает, что для терапевтической литературы особенно важны: взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами больного, наличие специфических знаний, факторов, позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторитетов. Необходимо наличие кратких, точных формулировок для разнообразных жизненных ситуаций, создающих реальное представление о том, каким должен быть мир, с выявлением противоречий между идеалами и реальностью. Литература должна учить читателя ставить перед собой цель и находить пути к её достижению. Рассмотрим некоторые жанры литературы.[1]

Специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать больному знания, которые ему особенно важны для стимуляции психотерапевтических процессов успокоения, контроля и др. Кроме того, авторитет, внушаемый этой литературой, чаще всего ставит её во главе других жанров. Основные задачи: давать достаточные для правильной , оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общую активность больного и др.

Специальная научная литература отличается тем, что общаясь с ней, пациенты склонны относить себя к категории людей, нуждающихся более в психологической, научной помощи, чем в медицинской. Это помогает им лучше понять свою нормальную психологию, стимулировать нормальные психологические процессы.

Научно-популярная литература используется менее подготовленными читателями, чем читатели первых двух жанров, и даёт общее представление о сложных вещах.

Философская литература помогает получить знания о себе, других, о мире; понять неизбежность разницы и определённого конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным; между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение, направляет деятельность больных. К такой литературе относится часть культурной критики, публицистики, истории литературы, истории философии.

Биографическая и автобиографическая литература , описывая яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает пациенту быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти немало общего с мыслями и судьбами выдающихся людей.

Классическая литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Часто приходится ограничиваться небольшими малоизвестными произведениями, избегая наиболее популярных и изучаемых в школе, так как с ними связаны определённые ассоциации. Современная зарубежная беллетристика необходима тем пациентам, которым чужда классическая литература. Особенно полезна литература проблемная, критическая, указывающая пациенту на его ошибки, заблуждения и способствующая их преодолению.

Критическая литература и публицистика помогают лучше разобраться в произведениях и открыть в них новое, связать литературу с актуальными событиями личной жизни. Публицистика, например, часто сопоставляет идеалы с реальностью. Для критической литературы характерны чёткость, наглядность отношений к явлениям. Она помогает правильнее воспринимать явления, избавляя от зависимости чужих авторитетов.

Страницы: 1 2 3

Роль социальных факторов в развитии личности. Место детства в становлении личности
Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определ ...

Методология изучения исследовательской инициативности
В данной области используются примерно те же методы, что и в других областях психологии. Особенности метода определяются спецификой объекта психологического исследования. В данном случае этим объектом является мотивационная направленность на поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром, а также способы реализации данн ...

Структура интеллекта
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, о ...