Информация » Игровая психотерапия с детьми » Основные направления современной игровой терапии (из книги Л.М. Костиной "Игровая терапия с тревожными детьми", С-Пб, "Речь", 2003 г.)

Основные направления современной игровой терапии (из книги Л.М. Костиной "Игровая терапия с тревожными детьми", С-Пб, "Речь", 2003 г.)
Страница 4

Следующее крупное направление в игровой терапии возникло в 1930-х годах с появлением работы Д. Леви, в которой развивалась идея терапии отреагирования - структурированной игровой терапии дли работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви считал, что игра занимает важное место в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения. Он основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность "отреагирования" [79, с.36]. В рамках данного подхода терапевт воссоздавал такую ситуацию, в которой специально отобранные игрушки помогали ребенку восстановить свой негативный опыт. Ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он познакомился с комнатой и терапевтом. Затем терапевт использовал определенный игровой материал, чтобы в нужный момент внести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от страха и напряжения, вызванных этим событием. В процессе "разыгрывания" прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего к активной роли деятеля. Следя за игрой, терапевт отражает, обозначая словами, чувства ребенка, которые выражаются им вербально и невербально. Леви описал три техники освобождающей игровой терапии, которые имеют место в игровой комнате:

1. Простые способы освобождения:

освобождение агрессивного поведения (выражается в бросании предметов, прокалывании воздушных шаров и так далее);

освобождение от инфантильных форм поведения, инфантильных форм получения удовольствия (выражается в сосании воды из детской бутылочки, выплескива­нии воды на пол и так далее).

2. Освобождение чувств в стандартизированной ситуации.

3. Освобождение чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

Достижение наибольшего положительного терапевтического эффекта, по мнению Леви, возможно при соблюдении следующих требований:

1. Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное событие.

2. Проблема не должна быть слишком запущенной, так как, если проблема существует длительное время, она оказывает влияние на всю систему взаимоотношений, а иногда и на интеллектуальный уровень ребенка.

3. Предпочтительный возраст детей для игровой терапии - не старше 10 лет, так как более поздние проблемы связаны со структурой личности.

4. Важно, чтобы ситуация, вызвавшая проблему, была уже в прошлом, а не существовала параллельно с процессом терапии. Предполагается, что отношения в семье ребенка являются нормальными или, по крайней мере, проблемы ребенка не связаны в первую очередь с семейной ситуацией, существующей в данный момент.

Метод освобождающей игровой терапии может использоваться в сочетании с другими методами. Использование данного метода игровой терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоанализа (для устранения побочных симптомов, например тика).

"Г. Хембидж считает себя продолжателем дела, начатого Д. Леви, который на протяжении 30 лет клинической практики разработал ряд способов игровой терапии для детей. Апробированное Д. Леви использование специфических стимулирующих ситуаций, которые предлагались детям для разыгрывания, Г. Хембидж назвал техникой „структурированной игровой терапии". Эта техника интересовала Д. Леви и как исследовательский метод, и как психотерапевтическая процедура" [67, с.17].

Различные техники, используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечения поддержки и одобрения, установления границ, стимуляции деятельности, сбора информации или интерпретации. Структурирование игровой ситуации способствует выполнению всех этих функций [189]. Данную технику можно использовать выборочно с различными клиентами и в разное время с одним и тем же клиентом.

Структурированная игровая ситуация используется как стимул с целью создания условий для свободной творческой игры ребенка в процессе терапии. Ребенок должен быть уже знаком с помещением, где находится необходимый игровой материал. Далее Г. Хембидж предлагал вводить конкретные игровые ситуации. Ребенку предлагалось показать, что происходит. Источниками информации для терапевта является прежде всего история жизни ребенка, а также его спонтанная (свободная) игра, те изменения, которые ребенок вносит в первоначальный вариант структурированной игры, наблюдение за отношениями ребенка с другими людьми, а также отчет матери о его поведении после прошедшей сессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Генезис мышления. Развитие мышления в социогенезе
Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный Жо Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды че ...

Неконструктивные установки на брак
Основные, наиболее часто встречающиеся неконструктивные установки на брак: Категоричность. Пессимизм. Субъективизм. Легкомыслие. Идеализм. Нереальные требования. Ориентация. Фатализм. Консерватизм. Жертвенность. На самом деле установок значительно больше и все их перечислить невозможно. Важно научиться их правильно и вовремя ...

Мимические проявления эмоций
Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию. ...