Информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.
Страница 4

Кроме этого исследуются характер аффектогенной ситуации, индивидуально-психологические особенности личности виновного, характер действий в момент совершения преступления и особенности поведения после.

Аффектогенная ситуация обычно носит неожиданный, остроконфликтный характер. Она сопровождается реальными угрозами, насилием, оскорблениями в отношении субъекта или его близких. Неожиданно оказавшись в угрожающей, психотравмирующей обстановке, субъект испытывает острую потребность действовать и неспособность быстро найти адекватные формы поведения. Это противоречие служит одной из причин возникновения аффекта.

Существуют и индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к аффекту: преобладание процессов возбуждения, эмоциональность, неустойчивая самооценка. На появление аффекта влияют и временные функциональные психофизиологические состояния.

Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченный аффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния че­ловек в разные моменты неодинаково отражает мир, различ­ным образом выражает свои переживания, в разной мере вла­деет собой и регулирует свои движения.

В начале аффективного состояния человек не может не ду­мать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практиче­ски важного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, ха­рактерная жестикуляция и мимика лица, учащенное или за­трудненное дыхание создают обычную картину нарастающе­го аффекта.

На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, че­ловек утрачивает контроль над собой, совершая уже безот­четные и безрассудные действия, которые позднее будет стыд­но вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся сис­темы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

Особую форму переживания чувств представляют стрессовые состояния (от англ. слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

Сресс /стрессовое состояние/ - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора /неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п./. Отрицательные переживания, с которым связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания.

Стрессорами могут быть не только сильные реально дей­ствующие раздражители, но и представляемые, воображае­мые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспре­деляет и усиливает физические и психические резервы челове­ка. Однако различные перенапряжения не проходят для чело­века бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фа­за стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отноше­нию к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза - истощение - становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адап­тационных резервов оказывается достаточно.

В стрессовом состоянии у человека затрудняется оценка силы угрожающей опасности, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Это необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о половых преступлениях.

Страницы: 1 2 3 4 

Понимающий аутизм глазами современников
Гендер многопланово просветляет филогенез, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Скиннер выдвинул концепцию "оперантного", подкрепляемого научения, в которой психосоматика просветляет когнитивный кризис, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Индивидуальность релевантно притягива ...

Потребности как социально-психологическая характеристика личности
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: ¨ биологические (витальные) ¨ информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются лег ...

Патогенез психосоматических симптомов
Большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что психосоматический симптом не имеет символического содержания (т. е., не допускает множественной интерпретации) в той мере, в какой это присуще невротическому симптому. Он возникает в случаях, когда нарушено психосоматическое равновесие. Такая точка зрения соответствует взглядам Фрейда ...