Информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Понятие воли и ее значение для деятельности личности.

Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Страница 1

Во­ля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ­лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:

- побудительная функция обеспечивается активностью че­ловека

- тормозная функция воли, выступающая в единстве с побу­дительной функцией, проявляется в сдерживании нежелатель­ных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Волевые проявления человека в значительной мере опреде­ляются тем, кому человек склонен приписывать ответствен­ность за результаты собственных действий.

Качество, характеризующее склонность человека припи­сывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собствен­ным усилиям и способностям, называется

локализацией контроля

(в психологической литературе используется термин «локус контроля». Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судь­бой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внеш­ней (экстернальной) локализации контроля.

Ис­следования показали, что склонность к экстернальной лока­лизации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осущест­вление своих намерений и т.д.

Если индивид, как правило, принимает на себя ответствен­ность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способно­стей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявлено, что люди, которым при­суща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоана­лизу, общительны, независимы.

Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные послед­ствия, являются устойчивыми качествами человека, форми­рующимися в процессе воспитания и самовоспитания.

Волевое действие состоит из ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь - осознание возможностей для достижения цели - появление мотивов, подкрепляющих или отрицающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной из возможностей для достижения цели осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение к действию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическими компонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия у индивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.

Важнейшие звенья простого волевого акта - принятие решения и ис­полнение - нередко вызывают особое эмоциональное состоя­ние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутрен­ние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состоя­ние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить дейст­вие одних и предельно усилить действие других мотивов. Во­левое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться от интересной книги, соблюдать режим и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Страницы: 1 2

Развитие мышления у ребенка
Изучение развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Способность к мышлен ...

Ритуалы
В широком смысле слова ритуал означает «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо». Лучшие умы человечества давно поняли роль ритуалов в нашей жизни. Демократия и право держаться на процедурах, регламентирующих поведение людей таким образом, чтобы не были нарушены как личные права и обязанности каждого, так и о ...

Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития ка ...