Информация » Внимание как высшая психическая функция » Основные характеристики и процессы памяти

Основные характеристики и процессы памяти
Страница 1

Запоминание.

Память, как и любой другой познавательный психический про­цесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа­цию.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения, отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в па­мяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведе­нии этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.

Еще одна важная характеристика памяти -- длительность, отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию. С ней непосредственно связана готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание

— это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное

запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное

(или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

Следует отметить, что большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка част­ных, специальных задач.

Исследования извест­ного отечественного психолога П. И. Зинченко доказали, что уста­новка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не являет­ся сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В опреде­ленных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В частности, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, ока­зывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Уже на этапе запоминания происходит образование ассоциаций. В случае механического запоминания (механическая память) меж­ду частями нового материала и имеющимися знаниями устанавли­ваются простые (механические) ассоциации путем многократного повторения. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Осмысленное запоминание (логическая память) всегда требует установления смысловых связей нового с уже известным материалом и между отдельными частями новой информации. Эф­фективность логической памяти почти в 20 раз выше, чем при меха­ническом заучивании.

Страницы: 1 2

Интерес в структуре личности. Включение ребенка в учебную деятельность – важное условие развития познавательной потребности
В этом возрасте мы никогда не увидим ребенка в пассивном состоянии. Он всегда чем-то занят: то он внимательно наблюдает за другими детьми, то увлечен рассматриванием новой книги, то лезет на дерево, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что возбуждает его деятельность и жизнь не иллюзорную, ...

Заключение.
Психология, которая является чем – то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию р ...

Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии
При подготовке агрессии против Союзной Республики Югославии (СРЮ) НАТО придавало большое значение организации и ведению информационной войны. Военно-политическое руководство блока исходило из того, что умелое и эффективное осуществление информационно-психологического воздействия в значительной степени определит уровень международной под ...