Информация » Внимание как высшая психическая функция » Формирование и развитие памяти

Формирование и развитие памяти
Страница 1

П.П. Блонским (1935) сформулирована генетическая (стадиальная) теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и вербальная (логическая). В истории развития челове­чества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

Л.С. Выготский (1931) рассматривал развитие памяти в филоге­незе в тесной взаимосвязи с развитием мышления и другими пси­хическими процессами. Исторически развиваясь, человек выраба­тывая все более совершенные средства запоминания (письмо, счет и другие). Само развитие стимулов-средств для запоминания под­чиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние действия (например, "завязывание узелков на память", использование для запоминания различных предметов, зарубок), а затем становятся внутренними, мнемическими действиями (чув­ство, образ, мысль, ассоциация). Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева (1931), изменили принципиальную струк­туру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно стано­вится опосредованным. Ведущая роль в формировании внутрен­них средств запоминания принадлежит речи, ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Самыми первы­ми по времени возникновения являются двигательная (моторная) и аффективная виды памяти (6 мес.). Начало образной памяти связы­вается со вторым годом жизни, а логическая память начинает фор­мироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные реф­лексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнару­живается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблю­дается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринима­лось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запом­нить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опирают­ся на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Страницы: 1 2

Регрессивный метод Винникотта
Винникотт пришел к выводу, что в лечении психосоматических пациентов необходимо использовать метод глубокой регрессии. Он хотел, чтобы пациент вернулся к точке, предшествовавшей психосоматической диссоциации, что, как отмечал Винникотт, становилось новым началом и «делало возможным развитие» (Winnicott, 1949/1958, p. 252). Не совсем пон ...

Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают: — формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; — неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерств ...

Нейрофизические основы внимания
В исследовании М. С. Певзнер на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей-олитофренов является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М. С. Певзнер говорит о том, что у некоторых детей-олигофренов наблюдае ...