Сущность концептуальной системы личностиСтраница 1
Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям. Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т. д. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция «карты мира» развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная «карта мира», на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также «опытом», или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что «карта (субъективное, ограниченное восприятие) – не территория (действительность)», т. е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).
Продолжая о природе КСЛ, следует отметить, что это понятийная система, феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомерная ментальная карта всего того, что находится внутри – и вне «Себя», участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическим содержанием и активностью. КСЛ это «Свой мир» личности где действуют свои законы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и цели жизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества, вселенной и т. д. Это «мир» где каждый объект (предмет, явление, ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл и назначение, это «мир» где личность сама устанавливает причинно-следственные связи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальность личности.
Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания и деятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктом активности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть сама личность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии – «…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти»…», ибо мы и есть это бытие. «Мир бытия, в котором мы находимся, – это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (Рубинштейн, 1957; с. 269).
В отличии от дифференцированной, объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальных психических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный, комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности. Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психология или психология субъектного познания мира, т. е. объективный взгляд на внутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта. Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношении удовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципам индивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер, 2002; Роджерс, 1999). «Индивидуальность», «субъективность» и «холистичность» – основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можно также добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности: «Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждая самопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом» (Хабермас, 1989; с. 36).
Многоуважаемая И.Г. Малкина-Пых излагая в одном из своих работ понятие «модель мира», в принципе характеризует ее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г. Малкина-Пых следующее: «Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. «Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к тем переживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).
Педантичный тип.
Особенности общения и поведения. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.
Черты, привлекательные для собеседников. Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение ...
Обоснование выбора методов и методик исследования
Методологической основой данной работы
стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.
Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирически ...
"Фигура" и "фон".
Здесь мы рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т. е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей пл ...