Особенности межличностного взаимодействияСтраница 1
Время наступает женское. Именно поэтому, мы уже активны, мы чувствуем, что наше время пришло, что наш час пробил! Мы не знали, а может, забыли, или нам помогли забыть, что способы, которыми мы должны реализовать свой час, иные, нежели способы тех, кто организовал этот мир. А иначе, зачем мы? Пусть бы дальше они и организовывали, ведь так получается? А получается уже не так, и мы все это чувствуем. Мир меняется, меняется психологически. И сейчас женщине приходится работать в мужском обществе и коллективе в 2 – 3 раза чаще, чем в женском. Доказано, что женщине очень трудно стать частью мужской компании, особенно компании «старых друзей», потому что в таких случаях женщине перестает хватать уверенности в себе, независимости, высокой самооценки, в результате они склонны недооценивать собственное умение и интеллект. Но у каждой женщины существует энергетическая возможность «встроиться в мужской поток» (Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение: повседневные практики» М., 2000) и даже воспользоваться энергией мужского Начала Мира. Возможность включиться в «мужской» мир реальна для женщины, но только делать она должна это своими «женскими средствами», а главное женское средство – это уверенность в своем праве
реализовываться такой, какая ты есть.Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно – более соревновательным и конфликтным, чем женский, поэтому женщине, не совсем привыкшей к борьбе, порой трудно адаптироваться к мужской среде. Еще одна несовместимость женского и мужского характера состоит в том, что мужчины все время с самого рождения стремятся к независимости, а женщины в большей степени осознают те хрупкие связи, что держат людей в коллективе. Мужчины терпеть не могут, когда кто-то вмешивается в их жизнь, для женщин же плохо не вмешиваться, если кто-то нуждается в помощи, и из-за этого тоже возникают разногласия в общении мужчин с женщинами. «Насколько бесконечны и мизерны те надежды, которые культура может связать с существом женщины» (Отто Вейнингер), ведь мужчины никогда не смогут открыто признать, что согласен с женщиной или признает ее правоту, ведь он рискует потерять свое лицо. Но, тем не менее, психологи установили, что женщины-лидеры, в отличие от мужчин, более эффективны, ведь у них лучше развиты организаторские способности, то есть великолепно распределены обязанности и ответственность, а также они могут прекрасно руководить коллективом. И не надо считать, что «гениальность совершенно недосягаема для женщины».
Современные психологи не могут не согласиться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол (Бодалев А. А. «Психология межличностного общения» Рязань, 1994). В наше время напористое поведение все еще продолжает цениться выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы. Согласно стереотипному взгляду на мужчин, они более пригодны для занятия руководящих постов, чем женщины, в силу присущего им стиля лидерства. Мужчины считаются более склонными к директивному и автократическому стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся в общей работе. Если женщины принимали на себя лидерский стиль, который традиционно считался мужским, то их рейтинг падал по сравнению с их мужскими двойниками. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине, потому что «женщина должна быть вдвое лучше мужчины», при этом продвижение женщины по служебной лестнице идет медленнее, чем мужчины.
В психологической литературе все чаще высказывается мнение, что женщины обладают качествами, дающими им преимущество перед мужчинами. В процессе развития мужчины очень часто бывают уязвимыми физически и более чувствительными к стрессу, женщины же в любой период жизни лучше справляются со стрессом, реже болеют, по характеру более открыты и экспансивны. Женщины чаще улыбаются и смеются, внимательнее смотрят на собеседника и гораздо лучше читают неречевые сигналы – жесты, мимику, интонации, при этом их собственные лица выразительнее, чем у мужчин.
Женский стиль руководства оказывается более гибким, женщины-лидеры более открыты и общительны, чем это характерно для традиционного мужского стиля. Женщины-руководители оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при контакте с подчиненными. Женщины склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости. А руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными. Как отмечает И.С. Кон, все-таки было бы наивно считать, что все мужчины – суровы и грубы, а все женщины – мягки и нежны.
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:
1. табличный
(социометрическая матрица),
2. графический
(социограмма)
3. и индексологический
(социометрические индексы). ...
Методика В. Сапруновой по составлению
психологического портрета потребителя туристских услуг
Наиболее полно отвечает задачам туристской деятельности метод сегментации туристского рынка, предложенный В. Сапруновой. Этот метод базируется на составляющих компонентов спроса и предложения на туристский продукт[3].
Все особенности человека можно подразделить на три категории:
анатомические признаки (строение тела, головы, лица и т. ...
Виды общения
В зависимости от ситуации, контекста, отношения к партнеру психологи выделяют три вида общения: нерефлексивное; рефлексивное; установка.
В процессе общения важна демонстрация Вашей заинтересованности. Простым методом ее поддержания является нерефлексивное общение (НРО).
НРО есть простейший прием, состоящий в умении внимательно молчать ...