Информация » Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста » Конфликты в юридической практике и стили их решения

Конфликты в юридической практике и стили их решения
Страница 2

Конфликты по значению для группы (коллектива):

1. конструктивные (позитивные) - затрагивают принципиальные вопросы юридической деятельности, предотвращают застой в профессиональной работе, стимулируют активность, способствуют консолидации ее членов и выводят группу (коллектив) на более высокий и эффективный уровень профессиональной работы в случае разрешения конфликтных ситуаций;

2. деструктивные (негативные) - являются результатом ошибочного понимания правовой реальности, резкого расхождения взглядов и интересов членов коллектива, постановки волюнтаристских целей руководителя; обладают разрушительными последствиями, подрывают групповую сплоченность, блокируют профессиональную работу группы юристов-практиков или резко снижают ее эффективность.

Конфликт в своем развитии проходит такие стадии:

стадия вызревания потенциального конфликта формирование противоречивых интересов, принципов, норм, которые еще не осознаются сторонами. Эту стадию также квалифицируют как возникновение объективной конфликтной ситуации;

стадия перерастания потенциального конфликта в реальный осознание участниками конфликта своих верно (адекватно понятый конфликт) или ложно (неадекватно понятый конфликт) понятых интересов, принципов, норм. Ее также называют стадией объективной конфликтной ситуации;

стадия конфликтных действий обострение эмоционального фона протекания конфликтов. На этой стадии стороны сталкиваются с правовой действительностью, которая уточняет их первоначальные представления (образы конфликтной ситуации) и способствует разрешению конфликта либо прекращению конфликтных действий;

стадия снятия или разрешения конфликта

осуществляется за счет преобразования конфликтной ситуации или вследствие изменения представлений (образов конфликтной ситуации), имеющихся у сторон.

Образы конфликтной ситуации - идеальные картины, имеющиеся у каждого из участников конфликта, включая представления о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях) и о среде - группе (коллективе), где складываются конфликтные отношения.

Структура конфликта, как и структура любого явления, состоит из элементов:

объект конфликтной ситуации: трудности организационного либо профессионально-правового характера, особенности оплаты труда, специфика деловых и личных отношений конфликтующих сторон;

субъекты конфликтной ситуации: стороны конфликта - его участники - оппоненты (личность, группа, организация);

цели, субъективные мотивы участников конфликтной ситуации: основные установки юристов-специалистов на решение юридического дела, не совпадающие с конфликтующей стороной; их мотивы действовать так, а не иначе, обусловленные спецификой их взглядов, убеждений, интересов - материальных и духовных;

непосредственный повод (случай, провокация) и подлинные причины (нередко скрытые) конфликтной ситуации.

Важно вовремя распознать назревающий конфликт и предотвратить его. Чтобы предотвратить конфликтную ситуацию, необходимо устранить хотя бы один из элементов структуры конфликта.

Руководитель должен уметь распознавать конфликтную личность по таким качествам:

неадекватная (завышенная или заниженная) оценка своих возможностей и способностей, которая, как правило, противоречит адекватной оценке окружающих;

стремление лидировать во что бы то ни стало, не учитывая обстоятельств;

консерватизм мышления и нежелание преодолеть устаревшие взгляды и традиции;

излишняя принципиальность и прямолинейность в суждениях и оценках, постоянное стремление высказать (свою) правду в глаза;

сочетание эмоций, проявляющихся в тревожности, агрессивности, раздражительности, упрямстве.

Конструктивное решение конфликта предполагает наличие следующих факторов:

1. адекватное восприятие конфликта - умение без личных пристрастий и антипатий оценить намерения и действия свои собственные и противоположной стороны;

2. открытое общение - честное высказывание своей позиции, готовность к обсуждению объекта конфликта и к совместному нахождению пути выхода из конфликтной ситуации;

3. стремление конфликтующих сторон создать атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.

Имеется несколько определенных стилей поведения при конфликтных ситуациях, т.е. стилей решения конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4

Практически ориентированные подходы к конфликтам
Французский социолог А. Турен, считает, что именно «социология запаздывает сравнительно с другими дисциплинами в огромной трансформации общественных наук» [3, С. 29]. Его стремление к отказу «от иллюзорных попыток анализировать действующих лиц вне всякого отношения к общественной системе или, наоборот, от описания системы без действующи ...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Рождение - это, конечно, кризис, ведь родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит ...

Оппортунический гомеостаз: гипотеза и теории
Большую роль в популяризации психодрамы сыграл институт социометрии, который генезис неравномерен. Эриксоновский гипноз, на первый взгляд, интегрирует страх, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологических типологиях. Субъект, по определению, неизменяем. Конформность непоследовательно иллюстриру ...