Информация » Психология конфликта К. Хорни » Разрешение невротических конфликтов

Разрешение невротических конфликтов
Страница 1

Чем больше человек осознает, какие бесконечно опасные конфликты разрушают личность, тем более настоятельной является потребность подлинного разрешения. Хорни считает, что существует только один путь: конфликты разрешаются только изменением тех внутренних условий личности, которые привели к их возникновению[5].

Целью терапии может быть только изменение условий вызывающих конфликт. Невротику следует помочь вновь обрести самого себя, то есть помочь в осознании своих реальных чувств и желаний, создать его систему ценностей, привести его отношения с другими в соответствии с его чувствами и убеждениями. Хорни в работе «Наши внутренние конфликты» писала: «…Если бы мы могли достигнуть этого с помощью некоторого волшебства, то конфликты были бы устранены без всякого прикосновения к ним. Но поскольку волшебства не существует, нам следует знать, какие шаги должны быть предприняты, чтобы вызвать желательные изменения…».

Так как каждый невроз представляет некоторую дезорганизацию характера личности, то задача терапии состоит в том, чтобы проанализировать структуру характера в целом, где можно ясно определить структуру индивидуальных отклонений и очертить контур работы. Если невроз является защитным сооружением, воздвигнутым вокруг базисного конфликта, то аналитическая работа может быть разделена на две части[4]:

1. Состоит в том, чтобы подробно исследовать все бессознательные попытки решить базисный конфликт, предпринятые пациентом, вместе с их воздействием на его личностную структуру в целом, под этим понимается изучение следствий господствующего аттитюда, его идеализированного образа, экстернализацию последнего и т.д.

2. Эта часть охватывает работу с самими конфликтами, что означает не только помощь в осознании их общей логики, но и помощь в понимании, как они конкретно действуют, то есть каким образом несовместимые влечения пациента и порожденные ими аттитюды сталкиваются друг с другом в конкретных обстоятельствах. То есть показать, как человек колеблется между противоположностями. Например, как он переходит от состояния сверхстрогости к сверхмягкости; или от состояния осуждения к всепрощению, или как он колеблется между самонадеянной претензией на обладание всеми правами и чувством, что он вообще не обладает никакими правами. Сюда также включается интерпретация всех возможных комбинаций и компромиссов, которые человек пытается установить. В итоге помощь пациенту состоит в том, что он должен осознать свои конфликты, их воздействие на личность.

Следует отметить, что структурные отличия личности одного пациента от личности другого слишком велики, чтобы применять какие-либо догматические предписания. Хорни отмечает, что в качестве руководящего принципа, следует знать, что проблемы не смогут решаться успешно до тех пор, пока не произошли конкретные изменения в аттитюдах пациента. Исходя из этого принципа, она указывает ряд мер, которые следует применять[4]:

1. Бесполезно открывать глаза пациенту на существование какого-либо существенного конфликта, пока тот склонен искать фантомы, обещающие ему спасение. Пациент должен сначала понять, что такие поиски бесплодны и вступают в противоречие с его жизнью.

2. Далее следует начинать обсуждать идеализированный образ клиента, анализировать определенные стороны этого образа на достаточно ранней стадии. Однако, здесь желательна осторожность, так как идеализированный образ представляет только часть того, что для пациента представляет реальность. Может быть, еще более важно то, что идеализированный образ есть тот единственный элемент, который гарантирует пациенту некоторый уровень самоуважения и удерживает его от того, чтобы утонуть в презрении к самому себе. Пациент должен получить некоторую меру реальной силы прежде, чем сможет нейтрализовать разрушительное воздействие своего образа.

Страницы: 1 2 3

Динамика лидерства
Под динамикой лидерства подразумевают всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с масштабами лидерства, функционирующего как в социальной микро- , так и в макросреде. По мере стабилизации группы влияние в ней сосредотачивается в руках одного или нескольких лиц. По мере усложнения функционирования г ...

Психолого-педагогический эксперимент.
Эксперимент ( от лат. еexperimental – «проба», «опыт», «испытание») – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои ...

Теории эмоций. Личность и воспитание эмоций
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, ч ...