Информация » Построение научного исследования » Этапы психологического исследования

Этапы психологического исследования
Страница 1

1 этап

подготовительный

Формулировка задачи

Определение объекта Предмет исследования исследования

Кого изучать? Что изучать?

(возраст, пол. (Особенности личности

социальные ребенка и его психические

условия воспитания) процессы)

Гипотеза

(возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме)

правдоподобность

доступность для проверки

Подбор методов и их сочетания

Учесть!

-соответствие методов методологическим принципам,

-возможность проверки одних методов другими

2 этап

исследовательский

Сбор фактических данных с помощью разных методов

Этапы, серии исследований

З этап

Обработка данных исследования

Количественный и качественный анализ

данных исследования

- анализ каждого зафиксированного факта;

- установление связей факт- гипотеза;

- выделение повторяющихся фактов;

-- Вариационно-статистическая обработка.

-Составление таблиц, построение графиков и др.

4 этап

Интерпретация данных и формулировка выводов

- Установление правильности:

или ошибочности гипотезы исследования

- Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями

На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследования

как желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1.Определение характеристик явления

(из литературы, жизни):

неполное описание характеристик психического явления;

противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2.

Выявление взаимосвязи психических явлений:

определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

целостность структуры взаимосвязей.

3.

Изучение возрастной динамики явления:

исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

влияние жизненного опыта;

формирование индивидуальности;

роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;

исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

при решении гипотезы;

при решении новых задач (как результат наблюдательности);

влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.

Открытие новой (другой) природы явления:

изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

определение сферы действия закономерности.

Страницы: 1 2

Типология манипулятивных типов характера Э. Шострома
Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается Манипулятором. Он развивает ...

Основные формы психосоматических заболеваний
Кардиологи отмечают, что стенокардии или инфаркту миокарда в 80% случаев предшествуют нервно-психические перегрузки. Иногда незначительные эмоциональные переживания могут вызвать тяжелые клинические проявления вплоть до летального исхода. По схожему сценарию разыгрываются эпизоды гипертонических кризов. У молодого человека подъем артер ...

Философское чувство юмора
Своеобразное чувство юмора - одна из первых характеристик самоактуализированных людей, оно было присуще абсолютно всем самоактуализирующимся людям. Им по нраву юмор мягкий, философичный, юмор, который можно назвать сущностным юмором. В их шутках всегда заметен легкий оттенок грусти, их юмор нацелен на глупость, недостатки, претенциознос ...