


Этапы психологического исследованияСтраница 1
1 этап подготовительный |
Формулировка задачи Определение объекта Предмет исследования исследования Кого изучать? Что изучать? (возраст, пол. (Особенности личности социальные ребенка и его психические условия воспитания) процессы) |
Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность доступность для проверки | |
Подбор методов и их сочетания Учесть! -соответствие методов методологическим принципам, -возможность проверки одних методов другими | |
2 этап исследовательский |
Сбор фактических данных с помощью разных методов Этапы, серии исследований |
З этап Обработка данных исследования |
Количественный и качественный анализ данных исследования - анализ каждого зафиксированного факта; - установление связей факт- гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; -- Вариационно-статистическая обработка. -Составление таблиц, построение графиков и др. |
4 этап Интерпретация данных и формулировка выводов |
- Установление правильности: или ошибочности гипотезы исследования - Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями |
На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследования
как желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.
Основные виды целей:
1.Определение характеристик явления
(из литературы, жизни):
неполное описание характеристик психического явления;
противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2.
Выявление взаимосвязи психических явлений:
определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);
целостность структуры взаимосвязей.
3.
Изучение возрастной динамики явления:
исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;
развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;
влияние жизненного опыта;
формирование индивидуальности;
роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;
исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
4. Описание нового феномена, эффекта:
при решении гипотезы;
при решении новых задач (как результат наблюдательности);
влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.
Открытие новой (другой) природы явления:
изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;
введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;
определение сферы действия закономерности.
Теории внимания.
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на д ...
Настроение
Настроение может быть обусловлено биохимическими сдвигами в организме. Настроение и эмоции имеют отчетливую функциональную связь, поскольку настроение предрасполагает человека к переживанию отдельных эмоций. Наконец, эмоции и настроение могут выполнять разные функции в организме. Эмоции влияют преимущественно на действия, подготавливая ...
Психология малой группы.
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых ...
