Классификация потребностей
Страница 4

Вопреки распространенному мнению. Пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения базовых потребностей – способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет ещё одну, существующую параллельно иерархию потребностей – потребностей в познании. Включающую в себя "желание знать" и "желание понимать". "Даже после того, как мы что-либо узнаём, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой – стремимся расширить наши знания в области мировой философии, теологии и т.д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, икать связи и значения, создавать систему ценностей". [3; 71] Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а выступают на каждой её ступени.

Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, авторы известной работы "Поведение потребителей" модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая её к ранку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:

физиологические потребности;

потребности в безопасности и здоровье;

потребности в любви и дружбе;

потребность в финансовых ресурсах и стабильности;

потребность в удовольствии;

потребность в социальном имидже;

потребность в обладании;

потребность в информации;

потребность в разнообразии. [1; 257-267]

Заключение

Таким образом, потребность – некоторая вещь или некоторое состояние дел, которое в случае его наличия улучшило бы благосостояние организма. Она в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим (пищей), или она может включать социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения (достижение, престиж). А также потребность – это внутреннее состояние организма, который нуждается в вещи или состоянии дел.

Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т.д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.

Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как – то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, - вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Культурные факторы возникновения личностного конфликта
Многие люди, столкнувшись с конфликтными ситуациями в отношениях, задумываются невротики они или нет. Ведь не зависимо от индивидуальных особенностей, наследственности, конфликты играют большую роль в возникновении неврозов. В нашей культуре любой здоровый человек также подвержен их воздействию. Не редко психоаналитик сталкивается с тру ...

Общее понятие об интересе
В общепсихологическом определении интерес-это эмоциональное переживание познавательной потребности. Характеризуя его как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. ...

Общая характеристика лекции и её функции
Лекция, являясь одной из ведущих форм организации обучения в высшей школе, представляет собой форму устного изложения учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает информацию, акцентирует внимание слушателей, увлекает их излагаемой темой, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к предмету и ...