Информация » Индивидуально-психологическиеособенности адаптивности женщин к состоянию беременности » Социально-психологический подход к адаптации к состоянию беременности.

Социально-психологический подход к адаптации к состоянию беременности.

Проблемам адаптации к состоянию беременности в рамках социально-психологического подхода посвящена работа Н. В. Боровиковой. Автор рассматривает феномен адаптации как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды. При этом типы адаптации формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности и являются решающими при выборе пути адаптации [15].

Боровикова выделяет 3 основных направления этого процесса: социальный, психологический и физиологический и две индивидуальные стратегии адаптации: пассивную и активную. Сутью пассивной стратегии является сохранение женщиной себя, прежде всего, как биологической единицы, желание сохранить в неизменном виде прошлый образ жизни, использование для достижения целей «выживания» в новой ситуации хорошо отлаженных и ранее эффективных стереотипов взаимодействия с окружающими людьми и самой собой. Эгоцентрическая позиция более свойственна активной стратегии адаптации. Беременная женщина не только адаптируется к изменяющемуся образу – Я, но и приспосабливает окружающий мир к своему новому образу. Активная стратегия – это стратегия, центрированная на совершаемых самой женщиной внутриличностных и внешних социальных перестройках, на изменении прежнего образа жизни. Рассматривая этап адаптации, автор включает в него следующие психологические симптомы беременности: установка на беременность; аффект осознания себя беременной; симптом принятия решения; симптом нового Я.

Социальный уровень анализа категории «здоровье» связан, прежде всего, с детерминацией социальных условий, обеспечивающих здоровье человека или группы (общества) и с раскрытием понятий социального статуса, социального благополучия, социальной безопасности и анализируется в предметном слое социологии здоровья, социологии семьи, социальной психологии. Заимствование категории здоровья социальными науками обусловлено глобальными изменениями, происходящими в социальной сфере на микро - и макроуровне и необходимостью выработки ценностного отношения к своему здоровью на уровне сознания, созданию новых способов поведения и жизненных стратегий.

Материнство, как условие социального здоровья женщины, рассматривается в исследованиях А. И. Антонова (1996), В. В. Бойко (1991), И. С. Кона(1990), В. А. Медкова (1987), М. С. Радионовой (1997).

Репродуктивная мотивация, установки, ценности и нормы как субъективный фактор социального здоровья беременных женщин являлись объектом исследования в работах Н. Б. Баркалова (1984). С. И. Голода (1984, 1996). Л. Е.Дарского (1972). В. В. Елизарова (1987).

Психопрофилактической и социальной подготовке будущих мам как основному направлению социальной работы посвящены разработки В. В.Абрамченко (1991), В. М. Астахова (1986), Н. Л. Долженковой (1996), Н. П.Коваленко (1996), О. Л. Тряниной (1989).

Социальному статусу беременной женщины посвящены работы E. Freidson (1985), R. Hessler (1978), J. Mckinlay (1998). Авторы рассматривают беременность с позиций приобретения женщиной нового социального статуса, требующего закрепленных в общественном сознании норм и правил поведения.

Разработке категории социального здоровья на методологическом уровне посвящена работа Т. Е. Большовой (1997). По мнению автора, необходимо одновременное изучение факторов риска и факторов устойчивости социального здоровья в целях преодоления ошибок болезнецентристского подхода. При этом социальный риск трактуется как неопределенность и возможность неблагоприятных последствий в результате поведения социальных субъектов и зависит от их социальной компетентности.

На стыке междисциплинарных медицинских и социологических исследований категория «социальное здоровье» семьи, общества и личности часто используется как цель государственной программы планирования семьи исследователями этого направления: Е. В. Андрюшиной (1997), Н. З. Зубковой (1983), И. П. Катковой (1996), О. Г. Фроловой (1998).

Экзистенциальный архетип: методология и особенности
Лидерство дает интеракционизм, и это неудивительно, если речь о персонифицированном характере первичной социализации. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что психоз заметно просветляет кризис, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Генезис, на первый взгляд, разрушаем. Архетип вызывает гештальт, следовательно основно ...

Температурные ощущения
Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Традиционная классическая физиология органов чувств (основы которой заложили М. Бликс и М. Фрей) рассматривает чувствительность к теплу и холоду как два разных и независ ...

Понятие эмоций, их формы и функции
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...