Выделение критериев нормы и отклонений в исследовании адаптивности к состоянию беременности.
В особом рассмотрении нуждается вопрос о критериях, выделяемых при рассмотрении адаптивности к состоянию беременности. Практически во всех работах, связанных с проблематикой вынашивания беременности выдвигаются те или иные критерии, с помощью которых оценивается норма, отклонение от нормы или отсутствие нормы в показателях здоровья отдельной личности или группы. Общепринято, в эмпирическом исследовании, деление критериев на объективные и субъективные.
Объективные критерии образа жизни будущих матерей и новорожденных достаточно полно разработаны в исследованиях Е. Б. Бреевой (1994) и Н.М. Римашевской (1998). Среди них: семейное положение, объективные показатели здоровья, доходы семьи, образ жизни, наличие вредных привычек, условия труда в период зачатия и беременности, возраст, хронические заболевания матери, наличие медицинских противопоказаний по отношению к вынашиванию беременности. В основе исследований А. А. Давыдова (1995), И.И. Гребешовой (1990), О. Г. Фроловой (1993) лежит критерий возрастного риска (моложе 18 и старше 35 лет). Социально-экономическое положение семьи беременной женщины рассматривается в работах В. И. Кузнецова (1994), Н. И. Макельской (1992).
Субъективные критерии: удовлетворенность браком, конфликты с родственниками – рассмотрены в исследованиях В. И. Кузнецова (1992), В. А. Сысенко. Т. А. Гурко (1996) предлагает классификацию стрессорных событий, как типологизирующий критерий для выделения различных типов семей и ситуаций. Эмоциональные состояния беременных и психологические реакции, нарушения работоспособности и памяти исследуются в работах М. А. Кочнева (1984), О. Б. Мамиева (1978), В. Н. Прохорова (1991). В. И. Брутман, М. С. Радионова (1996) основным субъективным критерием нормы психологического здоровья в диаде «мать – ребенок» считают формирование материнской привязанности к ребенку во время беременности и определенный творческий склад личности женщины.
О. Н. Безрукова [14] выделяет критерии оценки образа жизни (здоровье, возраст, структура питания, оптимальные условия профессиональной деятельности до и во время беременности); критерии для оценки социальной ситуации беременности (уровень доходов, устойчивость семейного положения, отсутствие/наличие конфликтных ситуаций); критерии для оценки самочувствия (удовлетворенность браком, влияние макро- и микросреды); критерии оценки психологического статуса (адекватность самооценки, уровень тревожности) и т. д.
Репродуктивное здоровье в русле ситуационного контекста исследуется А. И. Антоновым (1994), Н. Б. Борисовым (1996), В. В. Елизаровым (1997) и др. Авторы выделяют ситуации, «способствующие или препятствующие рождению ребенка». Критерием различения ситуаций служит также их устойчивость во времени и продолжительность. В соответствии с последним критерием А. И. Антонов выделяет три уровня ситуаций: ситуации повседневной жизни; ситуации семейного образа жизни; общие ситуации, связанные с глобальной общественно-исторической обстановкой (цит. по [14, с. 37]).
Углубленному изучению системы диспозиций в контексте репродуктивного поведения может служить модель диспозиционной регуляции поведения, предложенная В. Я. Яловым (1984).
В работах D. Bougch (1982), K. Davis (1990), D. Blaick (1987) выделена классификация репродукционных мотивов и связь репродуктивной мотивации с конкурирующими потребностями и ценностями личности [115,121].
Эмоции и чувства
Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.) ...
Комплексные исследования адаптации к материнству.
В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, удовлет ...
Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым униве ...