Виды эксперимента.
Страница 1

В зависимости от условий деятельности.

Лабораторный эксперимент

проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом практически всегда применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяют инструкциями.

Достоинства этого эксперимента:

1. высокая точность результатов.

2. создаются оптимальные условия для психологических исследований.

3. осуществляется полный контроль за всеми переменными.

4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

Недостатки эксперимента:

1. условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным;

2. испытуемые знают, что они являются объектами исследований.

Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность

Естественный эксперимент

проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый А.Ф.Лазурский.

По степени разработанности программы.

Поисковые

, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между НП и ЗП, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной.

Уточняющие,

целью которых является уточнение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.

Критические,

организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.

Воспроизводящие,

предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.

По характеру действия исследователя.

Констатирующий эксперимент

предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.

Формирующий эксперимент

предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

КГ

R

Т1

-------

Т2

ЭГ

R

Т3

ЭВ

Т4

Страницы: 1 2

Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития ка ...

Личность, ее виды и структура
С позиции юридической деонтологии исходным началом в постижении структуры психики человека является уяснение общей характеристики личности. Личность - социально-психологический облик человека, проявляющийся в устойчивом сочетании его индивидуальных психических свойств и системы социально-значимых качеств, мере овладения социальными цен ...

Принцип развития по С.Л. Рубинштейну
Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия &qu ...