Структура личности
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли[3], достаточно полно характеризуют личность:
1. Уверенность в себе – неуверенность.
2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
6. Мягкость – черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие, мягкость – злобность,черствость.
10. Реализм – аутизм.
11. Сила воли – безволие.
12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность – неуверенность.
15. Взрослость – инфантилизм.
16. Тактичность – бестактность.
17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
18. Веселость – грустность.
19. Очарованность – разочарованность.
20. Общительность – необщительность.
21. Активность – пассивность.
22. Самостоятельность – конформность.
23. Экспрессивность – сдержанность.
24. Разнообразие интересов – узость интересов.
25. Чувствительность – холодность.
26. Серьезность – ветреность.
27. Честность – лживость.
28. Агрессивность – доброта.
29. Бодрость – веселость.
30. Оптимизм – пессимизм.
31. Смелость – трусость.
32. Щедрость – скупость.
33. Независимость – зависимость.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
¾ активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
¾ принятие себя и других людей такими, какие они есть;
¾ непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
¾ сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
¾ обладание чувством юмора;
¾ развитые творческие способности;
¾ неприятие условностей;
¾ озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
¾ способность к глубокому пониманию жизни;
¾ установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
¾ способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
¾ умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
¾ открытое и честное поведение во всех ситуациях;
¾ способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
¾ приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
Составить сравнительную характеристику направлений психологии
(гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).
Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (м
Гештальтпсихология
Предмет: восприятие, интеллектуальная сфера животных, творческое мышление человека.
Метод: целостности.
Основные понятия: гештальт, целостное перцептивное поле, фигура, фон, прегиантность фигуры, проекция, интроекция.
Концептуальные положения: элементы психической жизни не сводятся к простой сумме ее составляющих. ...
Макро- и
микросреда личности в контексте делового общения
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.
Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация м ...
Взаимодействие ощущений
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называемых взаимодействием ощущений.
Виды: 1) Сенсибилизация - повышение чувств, в результате взаимодействия анализаторов, по Павлову - слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий, легко распр., охватывая соседние участки.
Возбуждение в ан ...