Заключение.
Проведенный нами анализ научной литературы показал вариативность наполнения понятия «профессионализм» различными смыслами и значениями. Это не только затрудняет разработку единых подходов к его толкованию, но и препятствует концептуальному обоснованию процессов его развития.
Под профессионализмом понимаем (и это одно из определений) совокупность способностей специалиста, позволяющих решать профессиональные задачи и преобразовывать собственную профессиональную деятельность в соответствии с ситуацией. Мы выделили следующие деятельностные характеристики профессионала: строит собственную профессиональную деятельность на основе профессиональных ценностей, понимает социокультурный смысл профессии, владеет профессиональными способами действия, управляет собственной профессиональной деятельностью, предъявляет собственную профессиональную позицию. Основанием для их выделения явилось понимание нами «профессии» как рода занятий человеческого сообщества, содержание которого определяется социокультурным смыслом, предназначением для общества и «профессионала» как человека, способного не только следовать предъявленным требованиям, осознавая их, но и готовый и способный профессионально развиваться, быть субъектом изменения своей практики.
Система профессиональных требований, предъявляемая студентам высших учебных заведений, не заглушает, а инициирует способности студентов к поиску путей жизненного и профессионального роста, стимулируя активность, творческую устремленность.
Ученые подчеркивают неравномерность этапов профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста.
Таким образом, успешность профессионального становления, по нашему мнению, определяется следующими показателями:
- активность личности;
- фактор осознанности себя как профессионала;
- способность к саморазвитию;
- наличие профессионально важных качеств и способностей;
- ценностно-смысловые отношения к профессиональной деятельности;
- творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
- профессиональная компетентность;
- готовность преодоления напряженной ситуации, успешного выполнения поставленной задачи.
В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операционной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою трудовую деятельность; следует высоким стандартам, обладает развитым профессионально целеполаганием, самостоятельно строить сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.
Понятие агрессия, основные теоретические подходы
В науке существует различное множество определений агрессии. В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных д ...
Заключение.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личност ...
Психологическая структура деятельности
Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая определенную структуру, свои внутренние переходы и превращения. Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов, человеческих поступков, практической деятельности и других.
Причиной, побуждающей человека к деятельности, явл ...