При всем громадном многообразии скрытого управления оно имеет общую схему построения. Это позволяет выстроить довольно надежную защиту от него. Осуществить ее можно по следующей универсальной блок-схеме:

1. Поскольку предтечей управляющего воздействия является получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего, необходимо по возможности не дать инициатору сведений о себе.

2. Главным признаком того, что вами пытаются управлять, является чувство неудобства, внутренней борьбы: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». Другие признаки: нарушение этикета, внезапно возникшее чувство вины или опасности.

Не давайте информацию о себе

Как защититься от чувства вины

:

Вы не должны:

· отвечать, если вам не хочется;

· стремиться всегда выглядеть привлекательным;

· быть рабом ранее сказанных вами слов;

· разбираться во всем.

Вы имеете право:

· на ошибку;

· быть непонятливым или чего-то не знать;

· быть нелогичным;

· сказать «я хочу»;

· воспринимать себя таким, каков вы есть, не насиловать себя.

Невербальные признаки манипуляции

: жесты, говорящие о неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности – жестикуляция левой рукой. Кроме того, можно наблюдать определенную необычность в поведении манипулятора (излишнюю возбужденность или показное безразличие).

Вербальные признаки манипуляции

:

· Ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата.

· «Плата» адресата перевешивает его выигрыш

· Элементы принуждения

· Подготовительная преамбула перед непринуждающими словами манипулятора

· Дефицит времени, отпущенного на принятие решения

Принцип развития по С.Л. Рубинштейну
Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия &qu ...

Диагностический тест
В качестве объекта исследования выбираем мальчика 10 лет. Исследование проводим по методике Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей». В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной систе ...

Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются: 1. табличный (социометрическая матрица), 2. графический (социограмма) 3. и индексологический (социометрические индексы). ...