ВведениеСтраница 1
Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.
В таких «боевых» условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот – личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни – их лучше вытеснить, самооправдать и забыть.
Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы.
Для того чтобы современные ИУ, стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения.
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие:
- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного,
- выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;
- разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
- осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий;
- всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций;
- разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
- организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;
- широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения.
Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, и разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных "влияний тюрьмы", которые традиционно содействуют криминализации личности.
Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных — задача посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в соответствующих кадрах, и крайнюю научную разработанность проблем пенитенциарной психологии — стереотип личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
Переживание как основа внутриличностного конфликтаю Генезис
внутриличностного конфликта
Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить на две группы исходя из природы противоречий
, лежащих в основе конфликта.
возникающие как рез ...
Относительный порог ощущений
Нижний п.о. — минимальная сила раздражения, которая необходима что бы появилось ощущение.
Чувствительность - способность иметь ощущения. Она обратно пропорциональна нижнему пороку ощущения.
Диапазон ощущений - та зона чувств. Ощущений, от нижнего до верхнего порока.
Верхний порок 120 дцб. ...
Теория
Теоретическими истоками гештальт-терапевтического направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзэн-буддизм. При этом необходимо отметить, что строгой философской гештальт-терапевтической концепции просто не существует.
Перлз ввел в свою теорию термин, взятый из гештальт-психологии и давший назва ...