Механизм стресса

Природа мудра. Она наделила нас множеством механизмов, помогающих выжить. И когда во внешнем мире возникает конфликтная ситуация, требующая быстрой реакции, они немедленно приводятся в действие. Это происходит независимо от нашей воли, подсознательно, и мы не в состоянии контролировать этот процесс, да чаще всего мы просто не подозреваем о существовании этих механизмов.

По команде мозга, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее; одновременно повышается артериальное давление и содержание сахара в крови. Перераспределяется кровоток: приток крови к мозгу и конечностям увеличивается, а к органам пищеварения и коже уменьшается. Дыхание учащается и становится поверхностным, при этом задействованы в основном верхушки легких. Резервы жира и сахара начинают активно тратиться, давая дополнительную энергию. Все эти многочисленные изменения, которые чаще всего нами не осознаются, происходят для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, позволяя развить максимальное мышечное усилие - сильнее ударить или скорее убежать.

Этот механизм работает одинаково как у животных, так и у человека. И в данном случае такие эмоции, как гнев или страх, биологически оправданны. Они подготавливают организм к необходимому действию, мобилизуют все его ресурсы, чтобы вступить в драку или спастись бегством. Наши предки выживали и побеждали именно благодаря этим механизмам - мгновенно взбирались на дерево, спасаясь от пещерного медведя или, сжав в руке тяжелый каменный топор, кидались на разъяренного саблезубого тигра. Сегодня - совсем не те времена. Вместо звериной шкуры - элегантный костюм, вместо каменного топора - мобильник, а вместо злого саблезубого тигра - не менее злой босс.

К сожалению, мать природа не могла предвидеть грядущий рост цивилизации, оторвавший современного человека от ее корней. Внутри нас продолжают действовать те же механизмы, которые позволяли выжить нашим предкам, но превратившиеся для нас из средства выживания в дикой природе в инструмент саморазрушения. Время внешних реакций осталось в далеком прошлом. В современном мире для стресса чаще всего характерны внутренние проявления и причины. Теперь человек догоняет автобус, а не убегает от хищников; он боится одиночества и старости, а не снежной лавины; он борется с плохим настроением и страхом, а не с внешними врагами.

Но наш организм отвечает на непредвиденные ситуации традиционным каскадом реакций. Получается, что фитиль зажжен, но выстрела не последовало, но по закону сохранения энергии в этом мире ничего не исчезает бесследно, и в итоге "пушка стреляет вовнутрь". В результате этого мы жалуемся "на сердце", "на печень". А действительная причина плохого самочувствия в том, что в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки "застывшего" напряжения - болезненные уплотнения. Последние же, в свою очередь, в зависимости от их расположения, влияют на внутренние органы, имитируя их расстройства - нарушения ритма сердца, боли в груди, изжогу и т.д.

Болезней, к которым может привести стресс – множество. Это и расстройства сердечно-сосудистой системы (в первую очередь гипертония), и органов пищеварения (особенно язвы желудка), и органов дыхания (особенно это относится к бронхиальной астме), и многих других, включая специфические "мужские" и "женские". Стресс также снижает иммунитет, что приводит к инфекционным, вирусным и онкологическим заболеваниям. Да-да, прямую связь между стрессом и раком подтвердили многолетние наблюдения американских онкологов. Выходит, что не зря утверждает народная мудрость: все болезни от нервов. Кроме многочисленных нарушений в теле человека, стресс нередко приводит к изменениям в психике. И самым распространенным из них, конечно же, является депрессия.

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков обще ...

Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания
Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение (ИУ) – это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют “тюремным синдромом”, протекают на фоне необходимости адаптации осужденных к ...

Примечания к тексту
1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкование сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалектики, является ант ...