


Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся
Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.
Первый, эгоцентрический уровень
– определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т.е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
Следующий уровень, группоцентрический
– человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т.е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.
Просоциальный, или гуманистический уровень
личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.
Духовный, или эсхатологический уровень
предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т.е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.
Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то – другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.
Стенические и астенические эмоции
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.
Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство ...
Диагностические признаки постстрессовых
психоэмоциональных состояний
Детальное изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств позволило выделить и описать не только категорию посттравматических, но и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушения психики. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в отдель ...
Основные направления современной игровой терапии (из
книги Л.М. Костиной "Игровая терапия с тревожными детьми", С-Пб,
"Речь", 2003 г.)
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследователей пересмотреть статус игры в жизни детей дошкольного возраста (А.М. Фонарев, А.В. Петровский и др.) ...
