


Диагностические признаки постстрессовых
психоэмоциональных состоянийСтраница 1
Детальное изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств позволило выделить и описать не только категорию посттравматических, но и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушения психики. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в отдельную категорию далеко не завершены, описательная часть концепции может служить неплохой рабочей гипотезой для психолога, а критерии диагностики - хорошим подспорьем при выявлении подобных нарушений. Рассмотрим эти критерии более подробно, опираясь на 4-е издание руководства по диагностике психических расстройств DSM-4.
Посттравматическое стрессовое расстройство |
Острое стрессовое расстройство | ||||
А 1 2 |
Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта: Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (событиями), связанными со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения – угрозой физической целостности, своей или других людей. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса. |
А 1 2 |
Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта: Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (событиями), связанными со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения – угрозой физической целостности, своей или других людей. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса. | ||
В 1 2 3 4 5 |
Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов: Вторгающимися неприятными воспоминаниями, включающими образы, мысли или восприятия. Возвращающимися неприятными сновидениями о событии. Действиями или чувствами «как если бы травматическое событие присутствовало вновь» (ощущение ожившего опыта, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные флэш-бэки, включая те, которые возникают в просоночном состоянии или в период интоксикации). Выраженный психологический дистресс под воздействием внешних или внутренних стимулов, символизирующих или напоминающих о каком-либо аспекте травмирующего события («ключевые раздражители»). Физиологические реакции на такие стимулы. |
В 1 2 3 4 5 |
Либо в период травмы, либо после нее у индивида наблюдались три диссоциативных симптома: Субъективное ощущение эмоциональной зависимости, «притупления» или отсутствия эмоционального реагирования. Сужение сознания об окружающем («спутанност») Дереализация. Деперсонализация. Диссоциативная амнезия (неспособность вспомнить важный аспект события) | ||
С 1 2 3 4 5 6 7 |
Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в трех из следующих признаках: Попытки избегать мыслей, чувств или разговоров о травме. Попытках избегать деятельности, мест или людей, вызывающих воспоминание о травме. Неспособности вспомнить какой-либо важный аспект травмирующего события. Заметном снижении интереса и участия в значимых видах деятельности. Ощущение зависимости или отчужденности от людей. Сужении аффекта (например, неспособность испытывать любовь). Чувство сокращения, отсутствия будущего (отсутствие ожидания нормального жизненного цикла – карьеры, супружества и т.п. |
С 1 2 3 4 5 |
Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов: Вторгающимися неприятными воспоминаниями, включающими образы, мысли или восприятия. Возвращающимися неприятными сновидениями о событии. Действиями или чувствами «как если бы травматическое событие присутствовало вновь» (ощущение ожившего опыта, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные флэш-бэки, включая те, которые возникают в просоночном состоянии или в период интоксикации). Выраженным психологическим дистрессом под воздействием внутренних или внешних стимулов, символизирующих или напоминающих о каком-либо аспекте травмирующего события («ключевые раздражители»). Физиологические реакции на такие стимулы | ||
D 1 2 3 4 5 |
Устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в трех следующих явлениях: Трудности засыпания (бессоница). Раздражительности, вспышках гнева. Трудности концентрации. Повышенной бдительности. Повышенной готовности к «реакции бегства». |
D 1 2 |
Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в двух из следующих признаках: Попытках избегать мыслей, чувств или разговоров о травме. Попытках избегать деятельности, мест или людей, вызывающих воспоминания о травме | ||
Е |
Длительность расстройства (наличие критериев B,C,D) не менее 1 месяца. |
Е 1 2 3 4 5 6 |
Устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в двух следующих явлениях: Трудности засыпания (бессоница). Раздражительности, вспышках гнева. Трудности концентрации. Повышенной бдительности. Повышенной готовности к «реакции бегства». Отсутствие физической усталости, потребности в отдыхе. | ||
F |
Расстройство обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. |
F |
Расстройство обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает способность индивида к получению необходимой помощи, сообщению членам семьи о пережитой травме. | ||
G |
Расстройство продолжается от 2 дней до 4 недель и возникает в течение 1 месяца. | ||||
H |
Расстройство не связано с прямым действием физиологически активных (наркотических, лекарственных) или общесоматическим состоянием организма, не подходит под определение короткого психотического расстройства и не является просто экзацербацией имеющегося психического заболевания. | ||||
О деловых качествах женщины
Главным критерием, который обуславливает психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно сказать: для женщины – среда, для мужчины – гены.
«Женщинам рисковать нельзя, их эволюци ...
Формирование и развитие личности
Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.
Сначала представим себе самую общую картину этого процесса. Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.
Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это си ...
Природные основы развития психики
Психика - это функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.
Психическая деятельность организма осуществляетс ...
