Понятие личности преступника и ее психологические особенностиСтраница 1
Кардинальным вопросом для юридической психологии является нахождение психологических различий между личностью правонарушителя /преступника/ и законопослушного человека. Сравнительное психологическое и социологическое исследование личности преступников и законопослушных граждан позволило сделать ряд важных выводов об особенностях личности преступника.
Личность преступника и преступная личность – это далеко не одно и тоже. В соответствии с теорией преступной личности Чезаре Ломброво причиной преступности являются врожденные анатомо-физиологические аномалии и психические аномалии правонарушителя. Однако понятие преступной личности, якобы изначально предрасположенной к преступному поведению, отрицается. Безусловно, существуют качества, способствующие формированию преступного поведения, но они – лишь часть причин криминализации личности.
Когда мы говорим о личности преступника, то имеем в виду, что речь идет о личности человека, нарушившего уголовно-правовой запрет или предписание. Преступник от правопослушного гражданина отличается тем, что реализует определенное нравственно-психологические качества в уголовно-наказуемом поступке. Не существует таких личностных свойств, которые присущи только преступникам. Известно, что множество глубоко эгоистичных людей никогда не совершают преступления, а, с другой стороны, бывает, что альтруисты оказываются на скамье подсудимых.
Однако нельзя отвергнуть и ту точку зрения, что имеются и существенные различия между психологией преступника и психологией других членов общества, не совершающих преступления.
В обществе эти различия неизбежно выливаются в противоречия между элементами эгоцентрической психологией, неуважением социальных требований и норм, свойственных отдельным членам общества и сознательным отношением к своим правам и обязанностям и другим чертам, характерным для законопослушной личности.
В личности сливается биологическая и социальная сущность человека как биосоциального существа. Поэтому для характеристики личности правонарушителя необходимо учитывать и биологически обусловленные личностные качества: темперамент, задатки, органические патологии и прочее. В структуре личности они принимают участие в детерминации поступков, вполне осознанных и социальных. Тип нервной системы, болезненные отклонения в психике не могут не оказывать влияние на формирование характера, а, следовательно, на поступки. А в отдельных ситуациях, когда регулирующая роль сознания ослаблена доминирующими мотивами становятся состояние и свойство личности, которые относятся к разряду структурно или генетически низших.
К дефектам психологического и интеллектуального развития также относятся:
- различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах /в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний/;
- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции /чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др./;
Понятие и содержание методов
судебно-психологической экспертизы
Современной психологии свойственна «разветвленность»; сложились целые подотрасли психологической науки - инженерная психология, геронтопсихология, клиническая, педагогическая, социальная, юридическая (в том числе судебная) психология и целый ряд других. Каждой такой подотрасли свойствен свой частный предмет, выработаны специальные метод ...
Общее понятие о представлениях
Представление — это субъективный чувственный образ воспоминаний предыдущих восприятий, хранящийся в памяти.
Три разновидности образов привлекли внимание исследователей: последовательные, эйдетические и мысленные.
Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если посмотреть на источник света и закрыть глаза, то можно &quo ...
Методы, используемые при работе с детьми (от 3 до
11 лет)
В детском консультировании или психотерапии заказ на работу с ребенком с его проблемой исходит от родителей: именно родители обеспокоены тем, что происходит с ребенком, его поведением или общением с ними и с окружающими. Ребенок напротив, чаще всего удовлетворен собой и не считает, что ему необходима психологическая помощь. В этом и зак ...