Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны, адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

В значительной мере это стало возможным благодаря становлению семейной терапии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики. Различные аспекты семейной психотерапии хорошо изучены и разработаны как в отечественной (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Однако, несмотря на это, семейная терапия продолжает испытывать острый дефицит как методологических исследований, так и конкретных терапевтических техник. Особенно актуальны такие исследования в нашей стране, что связано с несколькими чрезвычайно существенными противоречиями.

Семейная психотерапия в России находится на начальном этапе своего развития и, следовательно, не располагает собственными сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные семейные психотерапевты вынуждены использовать западные теоретические модели и методические приемы. Однако западный опыт оказания психологической помощи семье не может быть без изменений перенесен на российскую почву, поскольку российские семьи характеризуются национальной спецификой (А.Я. Варга).

Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.

Освоение деятельности человеком
В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек. Навыки — частично автоматизированные действия. В первый период формирования навыка происходит ...

Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность)
Обман Вы наверно видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза. Все это типичные признаки, однако, как уже говорили, объяснять значение невер ...

В образовательном учреждении. Начало работы практического психолога
Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойс ...