Детская одаренность
Страница 2

2) “интеллектуальный уровень” (Бине, Симон). Интеллект рассматривался А.Бине как врожденное качество детской психики и развитие ребенка с возрастом не оказывает влияния на его интеллектуальный уровень.

3) “интеллектуальную энергию”, несводимую к материальной деятельности человеческого мозга и лимитирующую развитие одаренности

4) “задатки”, от которых зависит, какое влияние окажут на индивида те или иные внешние условия (В. Штерн). В. Штерн считал одаренность общечеловеческим предрасположением, которое возникло в результате “конвергенции внутренних и внешних условий”.

5) “интеллект”: роль врожденного и приобретенного в интеллекте (А.Р.Дженсен), адаптивные функции интеллекта (У.Р. Чарлсворз), интеллект биологический, индивидуальные различия интеллекта (Г.Ю. Айзенк), изучение биохимических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие интеллектуальной одаренности детей (Т. Глассер, Дж. Эртл, Е. Шафер) и т.д.;

6) “интеллектуальную деятельность” – исследования подтверждают гипотезу о преимущественной генетической детерминации различий в уровне развития общего интеллекта и о меньшем влиянии генотипа на различия в специальных познавательных способностях (Г.Айзенк, В.Вайс, Д.Ройс, В. Шафер) и т.д

ОДАРЕННОСТЬ

1) общая одаренность - общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных (ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,

2) частная одаренность - психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.

В то же время, необходимо четко обозначить те сферы, на которые генетический фактор, прежде всего, оказывает влияние. Исследования, проводимые особенно интенсивно во второй половине ХХ века при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, позволяют определить, что значительная роль генотипа прослеживается в формировании вербального интеллекта, при этом нужно также учитывать возрастную динамику влияния генетических и средовых факторов на вербальный и невербальный интеллект. Бесспорным признается большинством авторов значительное влияние генотипа на формирование общих интеллектуальных функций.

Интересным является подход Р. Пломина, который предлагает рассмотрение психических особенностей человека с позиций двух аспектов: “универсального” и “индивидуального”. К числу первых относятся исследования влияния депривации социальных контактов на интеллектуальное развитие детей. Однако в том случае, если индивиды обеспечены условиями для нормального развития, то их индивидуальные различия не могут быть объяснены с помощью “общих” закономерностей социального взаимодействия.

Р.Пломин различает три типа корреляции генотипа и среды:

- пассивное влияние: когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. В этом случае происходит неслучайное сочетание генотипа и среды;

- реактивное влияние: реакция среды на проявления различных врожденных особенностей индивида, которая может привести к формированию определенных личностных черт;

- активное влияние: индивид либо активно ищет, либо создает среду, которая наибольшей степени соответствует его наследственности.

Исследователем выдвигается предположение о том, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых влияний изменяется последовательно от пассивных к активным.

Страницы: 1 2 

Конфликты в юридической практике и стили их решения
Конфликты возникают в любой сфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободна от конфликтных ситуаций в коллективе (группе) - между руководителем и подчиненными, между членами группы. Изучение конфликтов и путей их решения относится к сфере науки конфликтологии. Зарождение конфликтологии приходится на ранние ...

Концепции политического лидерства
Итак, существует множество концепций, пытающихся объяснить феномен лидерства, так, например, психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З.Фрейдом. Политическое лидерство он трак ...

Понятие агрессия, основные теоретические подходы
В науке существует различное множество определений агрессии. В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных д ...