Детская одаренность
Страница 2

2) “интеллектуальный уровень” (Бине, Симон). Интеллект рассматривался А.Бине как врожденное качество детской психики и развитие ребенка с возрастом не оказывает влияния на его интеллектуальный уровень.

3) “интеллектуальную энергию”, несводимую к материальной деятельности человеческого мозга и лимитирующую развитие одаренности

4) “задатки”, от которых зависит, какое влияние окажут на индивида те или иные внешние условия (В. Штерн). В. Штерн считал одаренность общечеловеческим предрасположением, которое возникло в результате “конвергенции внутренних и внешних условий”.

5) “интеллект”: роль врожденного и приобретенного в интеллекте (А.Р.Дженсен), адаптивные функции интеллекта (У.Р. Чарлсворз), интеллект биологический, индивидуальные различия интеллекта (Г.Ю. Айзенк), изучение биохимических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие интеллектуальной одаренности детей (Т. Глассер, Дж. Эртл, Е. Шафер) и т.д.;

6) “интеллектуальную деятельность” – исследования подтверждают гипотезу о преимущественной генетической детерминации различий в уровне развития общего интеллекта и о меньшем влиянии генотипа на различия в специальных познавательных способностях (Г.Айзенк, В.Вайс, Д.Ройс, В. Шафер) и т.д

ОДАРЕННОСТЬ

1) общая одаренность - общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных (ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,

2) частная одаренность - психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.

В то же время, необходимо четко обозначить те сферы, на которые генетический фактор, прежде всего, оказывает влияние. Исследования, проводимые особенно интенсивно во второй половине ХХ века при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, позволяют определить, что значительная роль генотипа прослеживается в формировании вербального интеллекта, при этом нужно также учитывать возрастную динамику влияния генетических и средовых факторов на вербальный и невербальный интеллект. Бесспорным признается большинством авторов значительное влияние генотипа на формирование общих интеллектуальных функций.

Интересным является подход Р. Пломина, который предлагает рассмотрение психических особенностей человека с позиций двух аспектов: “универсального” и “индивидуального”. К числу первых относятся исследования влияния депривации социальных контактов на интеллектуальное развитие детей. Однако в том случае, если индивиды обеспечены условиями для нормального развития, то их индивидуальные различия не могут быть объяснены с помощью “общих” закономерностей социального взаимодействия.

Р.Пломин различает три типа корреляции генотипа и среды:

- пассивное влияние: когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. В этом случае происходит неслучайное сочетание генотипа и среды;

- реактивное влияние: реакция среды на проявления различных врожденных особенностей индивида, которая может привести к формированию определенных личностных черт;

- активное влияние: индивид либо активно ищет, либо создает среду, которая наибольшей степени соответствует его наследственности.

Исследователем выдвигается предположение о том, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых влияний изменяется последовательно от пассивных к активным.

Страницы: 1 2 

Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде ...

Макро- и микросреда личности в контексте делового общения
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация м ...

Истерическая личность и сценическая личность у женщин
Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов. Главная характеристика истерической личности женщин — эмоциональная лабильность. Они легко вступают в отношения с окружающими и способны на теплые и поддер ...