Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева,
Запорожца, Гальперина, Эльконина, как ими рассматривалась эта проблема, сходства
и различия ВыготскогоСтраница 5
Изучение исторического становления детской психологии как самостоятельной отрасли психологии позволяет говорить о существовании двух научных подходов - двух парадигм исследования детского развития в ХХ в. Оба подхода имеют право на существование, оба являются плодотворными по целям и результатам, но между собой не пересекаются и не могут быть суммированы, поскольку в их основе лежат взаимоисключающие научные установки. Однако, "если в основе всякого научного понятия лежит факт, то это еще не значит, что во всяком научном понятии факт представлен одинаковым образом".
Систематизация достижений отечественной детской психологии на основе культурно-исторической парадигмы, более глубокой и сложной в теоретическом плане, представлена в последующих главах учебника. Следуя установкам Л.С. Выготского, прежде чем приступить к постройке, надо было заложить фундамент.
Сходство теорий Выготского «культурно-исторического процесса» с «теорией поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина в том, что основываясь на проблемах знакового опосредования, выдвинутых Выготским, Гальперин выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий.
Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый
- создание мотивации обучаемого;
Второй
- составление схемы т.н. ориентировочной основы действия
; Третий
- выполнение реальных действий;
Четвертый
- проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий
;
Пятый
- Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой
- Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.
Предмет исследования
Что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутренн ...
Соотношение понятий: Определить в каком из следующих соотношений находятся
пары понятий. Для обозначения соотношений используются следующие схемы
Понятия:
1. а) теория в психологии; в) практика
2. а) психологическая практика; в) обучение психологии
3. а) психоанализ; в) глубинная психология
4. а) отрасли психологии; в) направления
5. а) возрастная психология; в) психология подростка
6. а) общая психология; в) социальная психология
7. а) психические процессы; в) ...
Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей
деятельности.
Проблема развития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными.
В традиционном подходе к этой проблеме не различалось развитие личности и развитие психики. Между тем подобно тому как личность и психика являются нетожде ...