Информация » Проблема знаково-символического опосредования в культурно-исторической концепции » Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина, Эльконина, как ими рассматривалась эта проблема, сходства и различия Выготского

Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина, Эльконина, как ими рассматривалась эта проблема, сходства и различия Выготского
Страница 5

Изучение исторического становления детской психологии как самостоятельной отрасли психологии позволяет говорить о существовании двух научных подходов - двух парадигм исследования детского развития в ХХ в. Оба подхода имеют право на существование, оба являются плодотворными по целям и результатам, но между собой не пересекаются и не могут быть суммированы, поскольку в их основе лежат взаимоисключающие научные установки. Однако, "если в основе всякого научного понятия лежит факт, то это еще не значит, что во всяком научном понятии факт представлен одинаковым образом".

Систематизация достижений отечественной детской психологии на основе культурно-исторической парадигмы, более глубокой и сложной в теоретическом плане, представлена в последующих главах учебника. Следуя установкам Л.С. Выготского, прежде чем приступить к постройке, надо было заложить фундамент.

Сходство теорий Выготского «культурно-исторического процесса» с «теорией поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина в том, что основываясь на проблемах знакового опосредования, выдвинутых Выготским, Гальперин выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий.

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый

- создание мотивации обучаемого;

Второй

- составление схемы т.н. ориентировочной основы действия

; Третий

- выполнение реальных действий;

Четвертый

- проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий

;

Пятый

- Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой

- Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Результаты
Основные результаты исследования обобщены в таблицах. Таблица 1. Показатели когнитивной сферы в зависимости от формы эпилепсии. Форма эпилепсии Нарушение функции памяти Нарушение внимания Нарушение речи Нарушение мышления Идиопатическая с первично-генерализованным тонико-клоническим припадком (всего 10 чел.) 8 ч ...

Меняющийся рельеф и перспектива.
Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны ...

Особенности переговоров
В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем: · в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон; · участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавли ...