Формирование характера.Страница 1
Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как минимум 10-15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.
Вместе с тем на сформулированный выше вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласованную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указанному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые признаки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Наконец, явные признаки наличия определенных коммуникативных черт характера чаще всего просматриваются в психологии и поведении ребенка только в начале того периода жизни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое общение с разными людьми, то есть в период появления групповых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет.
Определенно говорить о том, что все основные черты характера появились и начали развиваться у ребенка, мы можем лишь тогда, когда в его психике и поведении обнаружились и волевые, и деловые, и коммуникативные черты характера, то есть когда ребенок достиг 4-5 лет. Однако это будет неправильно, если иметь в виду только первые черты характера, потому что они появляются у ребенка уже в 2-3 года. Правильное решение данной проблемы видится в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пределах которого появляются и начинают развиваться основные группы черт характера. Это возраст от 2-3 до 5-6 лет.
В дошкольном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые мы обозначили как первичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психологии начинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные или ситуационные черты характера.
Однозначной связи или зависимости между чертами характера, которые сложились и проявились раньше, и чертами характера, которые складываются и оформляются позднее, нет. Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера у ребенка могут появиться и развиться такие разные черты характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему вокруг, склонность к профессиям, связанным с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к профессиям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.
Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:
- побудительная функция обеспечивается активность ...
Тактика медицинского работника.
Общение с пациентом – важнейший элемент процесса лечения.
Искусство собирания анамнеза – нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процесс ...
Этикет невербального общения
Большая часть информации передается невербальными средствами общения.
Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами ...