Информация » Метод социометрических измерений » Социометрическая процедура

Социометрическая процедура

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап:

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап:

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии

формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

· формальные/неформальные

- Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.

· двойные/одинарные

- Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

· прогностические

- позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

· сильные (или значимые)/слабые (незначимые)

- Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

1. Ограниченное количество (3-4);

2. логическая связь между собой;

3. критерии должны вызывать интерес;

4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап:

Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:

Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Во­ля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ­лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: - побудительная функция обеспечивается активность ...

Психология ответственности.
Далее рассмотрим психологию ответственности. Ответственность можно классифицировать главным образом по видом ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, то есть на основе объекта ответственности. Различают моральную, юридическую, профессиональную, политическую и другие виды ответственности. Все эти виды ответс ...

Психосексуальное развитие и его роль в развитии личности
В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового периода динамика вновь усиливается и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. По Фр ...