


Социометрическая процедура
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап:
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап:
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии
формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
· формальные/неформальные
- Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
· двойные/одинарные
- Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
· прогностические
- позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
· сильные (или значимые)/слабые (незначимые)
- Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
1. Ограниченное количество (3-4);
2. логическая связь между собой;
3. критерии должны вызывать интерес;
4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап:
Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:
Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:
- побудительная функция обеспечивается активность ...
Психология ответственности.
Далее рассмотрим психологию ответственности. Ответственность можно классифицировать главным образом по видом ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, то есть на основе объекта ответственности. Различают моральную, юридическую, профессиональную, политическую и другие виды ответственности. Все эти виды ответс ...
Психосексуальное развитие и его роль в развитии
личности
В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового периода динамика вновь усиливается и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. По Фр ...
