Социометрическая процедура
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап:
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап:
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии
формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
· формальные/неформальные
- Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
· двойные/одинарные
- Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
· прогностические
- позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
· сильные (или значимые)/слабые (незначимые)
- Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
1. Ограниченное количество (3-4);
2. логическая связь между собой;
3. критерии должны вызывать интерес;
4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап:
Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:
Психологические основы общения в спорте
Психологические особенности спортивного коллектива.
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
О ...
Ощущения прикосновения, давления
Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Классическая теория кожной чувствительности (основанная М.Бликсом и М. Фреем), которая исходит из признания особых чувствительных точек для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых рецепторных точек для давления и прикосновения. Давление ощущается как сильное прико ...
Познавательные процессы в младшем школьном возрасте. Развитие внимания
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатле ...