Психологическая
структура готовности поступления в ВУЗСтраница 3
Старшеклассники и выпускники, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости.
Коммуникативный компонент. Общение является важнейшей категорией психологической науки. В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.
Наиболее распространенные определения гласят, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, или, в несколько иной редакции, осуществляемый знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванный потребностями совместной деятельности. Здесь понятие «общение» рассматривается как вторичное по отношению к категории деятельности.
Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивой традицией марксистской психологии, восходящей еще к работам Ф.Энгельса и продолжающей сохраняться по сей день. В современных работах она находит выражение в том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». При этом подчеркивается, что общение целесообразно рассматривать в двух планах: как сторону совместной деятельности и как ее продукт.
Категория «общение» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение необязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Анкетирование, проведенное на факультете довузовской подготовки Самарского государственного аэрокосмического университета в 2003/04 учебном году (выборка составила 62 человека), показало, что главную цель обучения слушатели видят в получении комплексных знаний, необходимых для поступления и обучения в вузе (53%); в умении правильно определиться в выборе профессии (35%) и лишь 12% обучаемых осознают, что одной из главных целей обучения является формирование навыков межличностного общения. Кроме того, было выявлено, что слушатели испытывают дефицит общей эрудиции, этики; они зачастую неспособны в нужный момент изменить свою программу действий, поведения; у большинства отсутствуют интерес к дискуссии и диалогу, навыки выступления перед аудиторией. Большая часть их характеризуется чрезвычайно низкой культурой речи, что существенно снижает познавательную активность и не позволяет в должной мере использовать свои возможности и способности.
Следуя мысли известных ученых А.А.Бодалева, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, утверждающих, что общение - это спутник человеческой деятельности и определяющий фактор развития личности, основной задачей развития межличностной коммуникации у будущих специалистов являются достижения социальной общности обучаемых при сохранении индивидуальности каждого.
Таким образом, коммуникативный компонент готовности к поступлению и обучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как адекватное поведение в группе и с преподавателями. При оценке готовности к поступлению и обучению в вузе за критерий коммуникативного компонента будем принимать уровень общительности-коммуникабельности выпускника.
Психолог - кадровый консультант (консультант по персоналу).
В настоящее время востребовано два вида таких консультантов: внутренний и внешний. Первый является штатным сотрудником организации, чаще всего работает в кадровой службе или в отделе развития организации, иногда в отделе корпоративной политики. Второй – сотрудник консультационной компании (кадрового агентства), которое занимается пробле ...
Поведение и эмоции
Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. С ...
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения
коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков обще ...