


Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностикиСтраница 3
· способность анализировать информацию о мире профессий;
· способность анализировать информацию о себе, переводя её на язык профессиональной деятельности;
· способность строить профессиональные планы, доступные для реализации.
Обязательным условием профессионального планирования для юношеского возраста является выявление и осознание жизненных ценностей. Профессиональный проект представляет, таким образом, единство когнитивного и аффективного компонентов, единство прерывности (последовательных ситуаций выбора) и непрерывности (целостности «Я – концепции») в процессе развития личности.
Функция психолога (профессионального консультанта) – конструктивная, проектировочная, направленная на поддержку и развитее способности личности сроить собственный профессиональный проект на основе сформированной «Я – концепции» и принятия ответственности за свои действия в окружающем мире.
При проведении профессиональной ориентации с помощью методов самодиагностики основными задачами психолога становиться:
· во-первых, подбор методик и составление инструкций самодиагностики для субъекта;
· во-вторых, помощь в интерпретации результатов самодиагностики, особенно в анализе связи результатов отдельных методик между собой.
К методам самодиагностики относятся методики основанные на самооценке как способе получения данных о субъекте и которые допускают интерпретацию, трактовку субъектами собственных оценок, т.е. представляют собой в некотором роде «оценки оценок». Метод самодиагностики делает понятным , «прозрачным» для юношей и девушек процесс оценивания психологических качеств соей личности. При этом возможно использование известных диагностических методик, так и создание новых.
Если в случае диагностики важен конечный результат, который производиться специалистом, то в случае самодиагностики важно понимание причин и мотивов своего поведения, которое достигается самим индивидом, которое является теоретической базой для использования методов самодиагностики.
Перед психологом главной проблемой остается выбор наиболее валидных и прогностичных методик, что является достаточно сложной задачей для различных видов профессиональной деятельности.
В качестве средств самодиагностики выделяют:
· Простые опросники, позволяющие клиенту задать себе нужные вопросы, стимулирующие его представления о себе; чаще всего такие опросники
служат для подготовки к взаимодействию с психологом – консультантом.;
· Средства на основе «тройного подхода», включающих в себя три последовательных этапа:
1. шаг – опросники, упражнения, или игры;
2. шаг - размышление над собственными ответами, сравнение результатов различных методик;
3. шаг – приложение полученных выводов к миру профессий.
Подобная конструкция из трех шагов касается мотивов, ценностей, интересов, компетенций в основных жизненных сферах личности. Нахождение точек соприкосновения позволяет индивиду построить образ себя и выработать основные линии своего проекта. В процессе анализа он вынужден развивать свой психологический собственный словарь, создавать свою систему категорий, и это облегчает процесс «присвоения», внутреннего принятия проекта. Свобода выражения своих собственных мотивов и представлений должна сочетаться на более поздних шагах анализа с предложенными психологом –консультантом категориями, терминами, типологиями.
Диагностика деловых качеств женщины- руководителя
Для развития деловых качеств женщин руководителя предлагаю использовать следующие диагностические методики:
1. Тест «Ты ведущий или ведомый»
С помощью данного теста можно определить как женщина руководитель командует другими- уверенно и решительно, как боевой генерал, вверенными ему войсками, или, наоборот, подчиняется приказам каждог ...
Игровая терапия
Первые попытки проведения психотерапии с детьми предпринял З. Фрейд в 1909 году, помогая разрешить внутренние конфликты и страхи маленького мальчика Ганса. Игра начала включаться в терапевтический процесс с 1919 г. Анна Фрейд и Мелани Кляйн (детские психоаналитики) начали активно применять игровую терапию в работе с детьми.
Игра ребенк ...
Методы, используемые при работе с детьми (от 3 до
11 лет)
В детском консультировании или психотерапии заказ на работу с ребенком с его проблемой исходит от родителей: именно родители обеспокоены тем, что происходит с ребенком, его поведением или общением с ними и с окружающими. Ребенок напротив, чаще всего удовлетворен собой и не считает, что ему необходима психологическая помощь. В этом и зак ...
