Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных
специалистов. Особенности памяти умственно отсталых школьниковСтраница 2
Разделение памяти на кратковременную и долговременную позволяет характеризовать особенности деятельности памяти непосредственно после приема информации или через определенный временной интервал. Кратковременной памятью принято считать такую мнемическую деятельность, которая обеспечивает сохранение материала на малый срок (от нескольких секунд до нескольких минут) после однократного ознакомления с ним.
Долговременная память предполагает сохранение материала на длительный срок, часто при неоднократном его восприятии и использовании специальных приемов заучивания. Исследованием особенностей кратковременной и долговременной памяти умственно отсталых детей занимались В.Л. Подобед, И.М. Соловьев, В.А. Сумарокова.
Важной характеристикой кратковременной памяти является ее объем, показывающий, какое количество материала (слов, цифр, предложений и пр.) можно повторить без единой ошибки тотчас же после его однократного восприятия. Исследования дали возможность увидеть, что объем кратковременной памяти умственно отсталых детей намного меньше, чем объем памяти учащихся массовой школы [8].
Таким образом, у умственно отсталых учащихся нарушается своеобразие запоминающегося материала, он как бы уподобляется имеющимся знаниям. Кроме того, наблюдается значительное нарушение внутренней структуры систем: изменяется количество, последовательность и смысловая иерархия подсистем различного уровня. Наибольшие нарушения в организации систем обнаружены при воспроизведении относительно сложного в смысловом и структурном плане материала, а также после его чтения.
Тем или иным путем воспринятая информация фиксируется памятью кратковременной, а затем с помощью разнообразных приемов запечатлевается в долговременной памяти. Рядом исследователей (Л.А. Занковым, Б.И. Пинским, И.М. Соловьевым) было показано, что самое большое количество материала забывается умственно отсталыми детьми в первый же момент после его восприятия. Объем их кратковременной памяти невелик, далее интенсивное забывание происходит в первые сутки после знакомства с материалом. После чего в течение 2–3 недель идет значительное забывание. Соответственно, возрастает количество ошибочно включенных в репродукцию элементов, которые оказываются очень устойчивыми и повторяются в последующих воспроизведениях в большом количестве случаев (В.Г. Петрова) [2].
Зрительная память, представляет собой определенную структуру, элементами которой являются, в основном, память на эти признаки. Изучение зрительной памяти умственно отсталых детей было проведено В.А. Сумароковой. Мнемическая деятельность умственно отсталых и нормально развивающихся детей имеет общие тенденции в своем развитии. Так, в структуре зрительной памяти у изучавшихся групп детей наиболее сформированными являются память на местоположение и цвет, менее – на форму и величину.
Все изучавшиеся компоненты зрительной памяти находятся, в основном, на более высоком уровне сформированности у первоклассников специальной (коррекционной) школы, 6–8 летних дошкольников специального детского сада, чем у 4–5 летних массового детского сада. Однако, нормально развивающиеся дети в возрасте от 6 до 8 лет значительно их опережают по величине показателей продуктивности деятельности зрительной памяти в разнообразных условиях варьирования и характера запоминания материала, а также величины времени отсрочки.
Одна из характерных особенностей развития памяти умственно отсталых школьников – отклонение от наблюдаемого у нормально развивающихся детей соотношения между произвольными и непроизвольными процессами. Дети с пониженным интеллектуальным уровнем не всегда точно понимают поставленную задачу, часто не могут правильно запомнить инструкцию на тот или другой характер запоминания (дословного, основных мыслей, последовательности действий) [9].
Не все то, что сохраняется в памяти человека, может быть воспроизведено и, тем более, воспроизведено достаточно полно, не искажено, связанно, последовательно. Характерная особенность умственно отсталого ребенка – неумение правильно самостоятельно организовать припоминание материала.
Развитие речи
Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.
Одной из функций речи, которые выступают на пе ...
Теория мышления. Определение мышления
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления - раскрытие отношений между ...
Психосоматика и психоанализ. Причины и факторы психосоматических
заболеваний
Рассмотрим психоаналитическое понимание психосоматических заболеваний. Психосоматическая линия развития болезни состоит из следующих элементов:
– симптом – эмоциональное истощение, отсутствие чувств, депрессия, бедность фантазии;
– конфликт – потеря объекта (реальная или мнимая, т. е. это может быть как реальный объект, так и, к приме ...