Информация » Память умственно отсталых школьников » Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов. Особенности памяти умственно отсталых школьников

Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов. Особенности памяти умственно отсталых школьников
Страница 2

Разделение памяти на кратковременную и долговременную позволяет характеризовать особенности деятельности памяти непосредственно после приема информации или через определенный временной интервал. Кратковременной памятью принято считать такую мнемическую деятельность, которая обеспечивает сохранение материала на малый срок (от нескольких секунд до нескольких минут) после однократного ознакомления с ним.

Долговременная память предполагает сохранение материала на длительный срок, часто при неоднократном его восприятии и использовании специальных приемов заучивания. Исследованием особенностей кратковременной и долговременной памяти умственно отсталых детей занимались В.Л. Подобед, И.М. Соловьев, В.А. Сумарокова.

Важной характеристикой кратковременной памяти является ее объем, показывающий, какое количество материала (слов, цифр, предложений и пр.) можно повторить без единой ошибки тотчас же после его однократного восприятия. Исследования дали возможность увидеть, что объем кратковременной памяти умственно отсталых детей намного меньше, чем объем памяти учащихся массовой школы [8].

Таким образом, у умственно отсталых учащихся нарушается своеобразие запоминающегося материала, он как бы уподобляется имеющимся знаниям. Кроме того, наблюдается значительное нарушение внутренней структуры систем: изменяется количество, последовательность и смысловая иерархия подсистем различного уровня. Наибольшие нарушения в организации систем обнаружены при воспроизведении относительно сложного в смысловом и структурном плане материала, а также после его чтения.

Тем или иным путем воспринятая информация фиксируется памятью кратковременной, а затем с помощью разнообразных приемов запечатлевается в долговременной памяти. Рядом исследователей (Л.А. Занковым, Б.И. Пинским, И.М. Соловьевым) было показано, что самое большое количество материала забывается умственно отсталыми детьми в первый же момент после его восприятия. Объем их кратковременной памяти невелик, далее интенсивное забывание происходит в первые сутки после знакомства с материалом. После чего в течение 2–3 недель идет значительное забывание. Соответственно, возрастает количество ошибочно включенных в репродукцию элементов, которые оказываются очень устойчивыми и повторяются в последующих воспроизведениях в большом количестве случаев (В.Г. Петрова) [2].

Зрительная память, представляет собой определенную структуру, элементами которой являются, в основном, память на эти признаки. Изучение зрительной памяти умственно отсталых детей было проведено В.А. Сумароковой. Мнемическая деятельность умственно отсталых и нормально развивающихся детей имеет общие тенденции в своем развитии. Так, в структуре зрительной памяти у изучавшихся групп детей наиболее сформированными являются память на местоположение и цвет, менее – на форму и величину.

Все изучавшиеся компоненты зрительной памяти находятся, в основном, на более высоком уровне сформированности у первоклассников специальной (коррекционной) школы, 6–8 летних дошкольников специального детского сада, чем у 4–5 летних массового детского сада. Однако, нормально развивающиеся дети в возрасте от 6 до 8 лет значительно их опережают по величине показателей продуктивности деятельности зрительной памяти в разнообразных условиях варьирования и характера запоминания материала, а также величины времени отсрочки.

Одна из характерных особенностей развития памяти умственно отсталых школьников – отклонение от наблюдаемого у нормально развивающихся детей соотношения между произвольными и непроизвольными процессами. Дети с пониженным интеллектуальным уровнем не всегда точно понимают поставленную задачу, часто не могут правильно запомнить инструкцию на тот или другой характер запоминания (дословного, основных мыслей, последовательности действий) [9].

Не все то, что сохраняется в памяти человека, может быть воспроизведено и, тем более, воспроизведено достаточно полно, не искажено, связанно, последовательно. Характерная особенность умственно отсталого ребенка – неумение правильно самостоятельно организовать припоминание материала.

Страницы: 1 2 3 4

Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка
Результаты исследований семьи представлены ниже в таблицах 1, 2 и 3. Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами» Доверительность общения Взаимопонимание Сходство во взглядах Символы семьи Легкость общения Психотерапевтичность общения супруг Себе 3 Себе 3 2,3 3,3 3,5 ...

Основные свойства внимания.
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одн ...

Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста
В познании тайн природы, человека и всех видов его деятельности проявляется его психика. Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей, их общение и взаимоотношения. Психическое состояние человека изучает психология (от греч. "psyche" - душа, "logos" - понятие, учение ...