Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе уголовно-исполнительной
системы. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступниковСтраница 1
С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и механизмов необходимых при этом мер пенитенциарного воздействия. В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения с соответствующим режимом (общим, строгим, особым) позволяет действенно реализовать все его основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую. При этом карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации его работы, учебы, общения и досуга, которые обеспечивают долговременное фрустрирование из-за лишения его определенных бытовых благ, ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей. Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и т.д. Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированных условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на характер и в целом на поведение осужденного, приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности и др. Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также путем подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях[2].
Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на такой психологической закономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств как творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь не только о возможности юридического исправления осужденных, но и их перевоспитания.
Среди основных направлений ресоциализующей деятельности выступают следующие:
- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;
- разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;
- осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, имеющих невротизацию и психопатические проявления, неадекватные психологические защиты и личностные акцентуации;
- разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;
- всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.
Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений будет невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственнном масштабе системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.
Меры специальной превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого “ психологического климата”, которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершения осужденными новых преступлений. Это обеспечивается не только за счет мероприятий, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и оперативно-режимной работы исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления как факторами, которые непосредственно воздействуют на осужденных в процессе реализации (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности прогрессивного отбывания наказания, труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития), так и факторами факультативного характера ( поддержание тесной связи с семьей, увлечения самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и т.д.)
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значение приобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Поэтом ...
Развитие мышления у ребенка
Изучение развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес.
Способность к мышлен ...
Особенности ведения переговоров с партнерами из Америки
Американцы характеризуются крайней прагматичностью. Они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Они не делают ничего, что не приносит им выгоды, не склонны делать "лишнюю" работу.
Торг с американцами не только возможен, но и нужен, поскольку они сами не только могут, но и любят торговаться.
Для н ...