Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептураСтраница 2
Чтобы разрешить какой-либо конфликт после прочтения пациентом книги, терапевт спрашивает его, как, по его мнению, преодолевал бы трудности автор этой книги или главный герой.Врач может поставить перед больным, например, такую задачу: «В течение ближайшей недели Вы должны решить конфликты в духе героя книги старайтесь, чтобы поводов к конфликтам у Вас было достаточно…» или предложить подумать над вопросами: «Чем всё-таки образ действия героя лучше Вашего? А что Вас не устраивает в таком образе действия? Какие отрицательные последствия чаще всего вызывало Ваше поведение прежде и теперь? Как можно усовершенствовать это поведение. Как бы справились с этими трудностями герои литературного произведения?» Для большей эффективности воздействия, при неспецифической библиотерапии, можно рекомендовать пациентам резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме к « улучшенным» в соответствии с желаниями самого пациента вариантам книг и глав. При специфической библиотерапии подбирается литература наиболее актуальная для пациента. После чтения проводится контрольный опрос в духе6 «Что было особенно интересно узнать? Какая польза? Что вызвало сомнение? Опасения? Как эти знания помогут справляться с трудностями? Что неясно? Чем могу помочь?»
Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов.
1.Самоподготовка психотерапевта. Включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с терапевтической точки зрения. Для начала жанров должно быть всего несколько, например: медицинская литература, научная, современная беллетристика (по 2-5 названий). Только со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками, как на отдельные разделы ( главы), так и на отдельные книги, на отдельных авторов, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание пациента на соответствующие тексты. А позднее, когда рецептура с годами расширится, аннотации будут улучшать ориентировку самого терапевта во всём богатстве психотерапевтических средств. Крайне желательно все или большинство книг, применяемых в библиотерапии, иметь в собственной библиотеке и в библиотеке психотерапевтического кабинета для того, чтобы одалживать их пациентам, не имеющим возможности самостоятельно найти эту книгу в силу различных обстоятельств. Эту проблему можно решить путём ксерокопирования. Это значительно облегчает работу особенно при необходимости срочного и энергичного воздействия. Кроме того, в своих «библиоаптечных» копиях книг можно подчеркивать, делать заметки на полях, что облегчает ориентацию, сосредоточивает внимание, как психотерапевта, так и больного.
2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и её жанров. Производится при обследовании больного. Во время обычного клинического обследования обычно задают такие дополнительные вопросы: «Назовите 5 любимых книг. Какие книги произвели на Вас в жизни наибольшее впечатление? Почему? Какие оказали на Вас наибольшее влияние? Какие помогли? Почему? Какие авторы, по Вашему мнению, наиболее на Вас похожи?»
Аристотель о праве
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве.
Право он отождествляет с политической справедливостью, подчёркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. «Понятие справедливости, — отмечает Аристотель, — связано с представлением о госуда ...
Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования
Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования.
Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предме ...
Технология работы с одаренными детьми
Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.
У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка р ...