Информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Эмоции и чувства, их место в психике человека.

Эмоции и чувства, их место в психике человека.

В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.

Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений /восприятия, памяти, мышления/, для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей.

Эмоции выполняют следующие основные функции:

1) сигнальную, которая выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;

2) регулятивную, которая выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды.

Классифицируются эмоции по разным основаниям:

1/ по влиянию на деятельность - стенические /повышающие продуктивность деятельности/ и астенические /снижающие результаты деятельности/;

2/ по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть);

3/ по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические /связанные с деятельностью/, интеллектуальные /связанные с познанием/, эстетические;

4/ по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);

5/ по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть.

Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более уз­ком значении эмоция - это непосредственное, временное пере­живание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Например, боязнь или страх как чувство, т.е. устойчивое отношение к опреде­ленным объектам, жизненным ситуациям, может переживаться в отличающихся друг от друга эмоцио­нальных процессах: иногда человек бежит от страшного, а ино­гда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситься навстречу опасности.

Повторяясь, возникая все чаще и чаще, эмоции превращаются в чувства - устойчивы эмоциональные переживания.

Развитие мышления у ребенка
Изучение развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Способность к мышлен ...

Причины возникновения конфликтов в подразделениях ОВД
Работникам милиции приходится участвовать в различных по своим характеристикам конфликтных ситуациях, основные из которых можно подразделить в зависимости от того, в какой сфере профессиональной деятельности работников они возникают, на конфликты, связанные с: а) действиями по раскрытию преступлений; б) процессом проведения предупреди ...

Формирование и развитие памяти
П.П. Блонским (1935) сформулирована генетическая (стадиальная) теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и вербальная (логическая). В истории развития челове­чества эти виды па ...