Общение всегда предполагает, что конечный его результат должен включать изменение поведения и деятельности вступивших в психологический контакт партнеров. Будучи по своей сущности временным процессом, общение как взаимодействие людей развертывается в системе их последовательных реакций на действия друг друга, то есть образцы поведения одного человека обязательно оказывают влияние на поступки другого. При этом важную роль играют механизмы социального контроля, основанного на системе норм поведения, принятых в обществе и регламентирующих взаимоотношения между людьми, организацию их деятельности и общения. Диапазон социальных норм довольно широк и включает как юридически санкционированные требования к гражданским обязанностям (трудовой дисциплине, воинскому долгу), к общественно эталонным нравственным образцам поведения в быту (отношения в семье, в браке), отраженным в кодексе законов, так и "неписанные правила" этики (вежливость, честь, добропорядочность, верность слову). Ориентируясь на одобряемые обществом нормы, человек соотносит с ними свое поведение, отбирая нужные образцы, и тем самым регулирует свои отношения с другими людьми, что способствует успешности межличностного взаимодействия.

Вместе с тем общение не всегда и не при всех обстоятельствах протекает гладко, в некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм в позициях партнеров, то есть наличие взаимоисключающих ценностей, целей, ориентаций. Если это оборачивается их взаимной враждебностью, то возникает межличностный конфликт. Причинами конфликтов могут служить различные препятствия - барьеры: физические, социально-ролевые, информационно-познавательные, идеологические, социально-психологические и т.д. Среди них особо важное значение имеет смысловой барьер - несовпадение мыслей со значением слов. В зависимости от возраста, жизненного опыта, интересов, потребностей и других свойств и качеств человека одно и то же слово, ситуация, поступок могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому важную роль во взаимодействии людей играет умение поставить себя на место того, с кем общаться, то есть понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.

Важной составной частью интерактивной стороны общения является психологическое воздействие одной личности на другую, ведущее к пере стройке психики людей (их взглядов, оценочных суждений, состояний и т.д.). Происходящие при этом изменения в их поведении и деятельности мо-гут различаться широтой охвата и степенью стойкости, быть временными, преходящими или длительными.

Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия одним человеком другого: его внешних признаков, личностных характеристик, образцов поведения. В ходе восприятия - перцепции (от латинского perceptio) осуществляется познание людьми друг друга и на основе сопоставления себя с другим - самопознание. Иными словами, один человек осознает себя через другого человека, что происходит благодаря механизмам идентификации, рефлексии, стереотипизации и обратной связи.

Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя. Например, представление о внутреннем состоянии партнера по общению люди часто строят, пытаясь поставить себя на его место.

Стереотипизация представляет собой классификацию форм и причин поведения путем отнесения их к уже известным (или кажущихся человеку известными) категориям, социально закрепленным образцам - стереотипам (штампам, шаблонам). В результате воспринимаемому человеку приписываются качества определенного типа людей, в основе группирования которых могут быть заложены различные признаки: принадлежность к той или иной профессии, особенности мировоззрения, темперамента, характера, направленность целей и многие другие. Обычно социальные стереотипы эмоционально окрашены и обладают большой устойчивостью.

Рефлексия (от латинского reflexio - обращение назад) - это процесс осмысления субъектом общения того, почему и какими средствами он произвел то или иное впечатление на партнера. При этом каждый участник общения интерпретирует и оценивает характер изменений, наблюдающихся у себя и у другого, то есть имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений людьми друг друга.

Обратная связь как механизм взаимопонимания партнеров по общению предполагает получение ими информации о результатах оказанного воздействия и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии деятельности. Носителями информации сигналов обратной связи являются как вербальная (речь), так и невербальная (позы, жесты, интонации, взгляды) системы коммуникации.

Страницы: 1 2 3

Пренатальное восприятие звуков и голоса
Современная психоаналитически ориентированная психология располагает множеством фактов, свидетельствующих об аффективных переживаниях плода в ходе внутриутробного развития. То, что восприятие звуков и человеческого голоса возможно задолго до рождения, подтверждается данными исследований психического развития недоношенных детей. Henry Tr ...

Психологическая помощь разведенным партнерам
Одним из отличий консультирования разведенных от других проблем психологической коррекции является более ярко выраженная информирующая позиция консультанта. Важно также, чтобы психолог был осведомлен в различных юридических аспектах проблемы развода (Алешина Ю., 2009). Основные направления консультирования разведенных партнеров: 1. Пр ...

Супруг остается один в результате развода
Трудности прохождения этапа развития семьи, когда дети покидают дом и супруги снова остаются вдвоем отражает увеличение количества разводов в этот период. Это может быть связано с разочарованием супругов друг в друге, актуализацией нерешенных конфликтов. Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическо ...