Основная частьСтраница 1
Во время прохождения педагогической практики постепенно обрисовался круг вопросов, которыми следует заниматься психологу, работающему в отделе кадров крупной организации.
Это следующие виды деятельности:
1. Участие в подборе персонала.
2. Изучение профессиональных навыков сотрудников.
3. Участие в разработке должностных инструкций.
4. Проведение адаптационной работы.
5. Психоконсультирование.
6. Выявление лидерских качеств сотрудников.
Понятно, что в течение недель практики невозможно принять участие в деятельности по всем этим пунктам, поэтому мы остановились на исследовании межличностных отношений в коллективе ООО «ПиК-Полис».
К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.
Психологический климат коллектива в определенном смысле – интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.
Психологический климат производственного коллектива определяется характером деловых взаимоотношений и взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности.
Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и задачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллектива в деловых и межличностных контактах.
В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:
§ высокая сплоченность;
§ коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня развития;
Межличностные отношения в коллективе ООО «ПиК-Полис» диагностировались по методике Т. Лири, которая создана при участии Г. Лефоржа и Р. Сазека и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.[1]
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование–подчинение и дружелюбие–агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: дружелюбие – агрессивность, эмоциональность – аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Опросник содержит 18 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 6 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 17 и повторяются через равное число определений. При обработке подсчитывается число отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая 5-8 баллов - умеренная |
адаптивное поведение |
9-12 баллов – высокая 13-16 баллов - экстремальная |
экстремальное поведение до патологии |
Семья как источник психического здоровья ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...
Психологические теории эмоций
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающ ...
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:
1. табличный
(социометрическая матрица),
2. графический
(социограмма)
3. и индексологический
(социометрические индексы). ...