Психолого-педагогический эксперимент.Страница 1
Эксперимент
( от лат. еexperimental – «проба», «опыт», «испытание») – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».
Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.
Целью эксперимента является выявление закономерных связей, т.е. устойчивых, существенных, связей между явлениями и процессами. Именно эта цель отличает эксперимент от других методов исследования, которые выполняют функцию сбора эмпирических данных.
Выделим особенности эксперимента, как метода исследования:
1. В эксперименте раскрывается причинно-следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.
2. Эксперимент предполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управление этим процессом т.к. условия меняет сам ученный.
3. Использование, как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.
4. Необходимо наличие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент.
Обобщая эти признаки, дадим определение эксперименту.
Эксперимент
– это метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленного и контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений.
Прежде чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимость проведения данного эксперимента.
Эксперимент не надо проводить, если:
1. проверяются уже известные положения (например, зависимость между наглядностью и прочностью усвоения знаний учащихся);
2. когда заранее можно предсказать его результаты (например, уровень знаний учащихся повысится, если с ним проводить дополнительные занятия).
Эксперимент необходим, если:
1. проверяется эффективность каких-либо нововведений (например, новых учебных планов, методик, программ);
2. когда сравнивается эффективность различных факторов или выбирается наилучшее средство для их реализации;
3. когда выявляются необходимые и достаточные условия определенных педагогических задач (например, педагогические условия для познавательного интереса учащихся при изучении гуманитарных дисциплин);
В чем же состоит сущность эксперимента?
Сущность эксперимента сводится к абстрагированию, т.е. искусственному выделению одной стороны изучаемого процесса из всего многообразия изучаемых связей (например, изучение влияния семьи на интеллектуальное развитие ребенка, но на его интеллектуальное развитие влияют и другие факторы, кроме семьи).
Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная.Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено.
Виды переменных | |||
Экспериментальные |
Побочные (сопутствующие реальные помехи) | ||
Независимая переменная (НП) (причинная) |
Зависимая переменная (ЗП) ( следственная) |
Контролируемые переменные (уравниваемые) |
Спонтанные переменные (неконтролируемые |
Независимая переменная – это условия, которые меняет сам экспериментатор.
Зависимая переменная – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.
Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием ЗП, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.
Спонтанные переменные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.
Общее понятие о характере
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание сущест ...
Методика "Паровозик" (выявление тревожности)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Инструкция:
Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, корич ...
Составить сравнительную характеристику направлений психологии
(гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).
Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (м
Гештальтпсихология
Предмет: восприятие, интеллектуальная сфера животных, творческое мышление человека.
Метод: целостности.
Основные понятия: гештальт, целостное перцептивное поле, фигура, фон, прегиантность фигуры, проекция, интроекция.
Концептуальные положения: элементы психической жизни не сводятся к простой сумме ее составляющих. ...