Психолого-педагогический эксперимент.Страница 2
Таким образом, экспериментировать
– это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых спонтанных.
В науке различают два плана проведения экспериментов:
- традиционный, где меняется только одна НП;
- факторный, где меняется одновременно несколько НП.
Гипотеза –
это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера.
Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования, главное, чтобы гипотеза поддавалась проверке и была сформулирована предельно точно и недвусмысленно. В науке выделяют три разновидности гипотез:
1. о наличии феноменов (явлений);
2. о наличии связи между феноменами;
3. о существовании причинно-следственной связи между феноменам.
Гипотезы последнего вида считаются собственно экспериментальными. В них, как правило, указаны НП.ЗП. характер отношений между ними, а также даны описания других переменных.
Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
1. Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий.
2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем.
3. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются в ней утверждения.
В большинстве экспериментов имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархически построенную структуру. Верхнюю ступень в иерархии обычно занимает общая гипотеза. Она непосредственно вытекает из формулировки проблемы и содержит в себе некоторое утверждение, достоверность которого предстоит доказать в проводимом эксперименте. За общей гипотезой следуют частные, детализирующие, конкретизирующие и раскрывающие её содержание.
Из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы, представляющие собой суждения, непосредственно проверяемые в эксперименте.
Например:
Для общей цели – « ускорение процесса умственного развития детей» - может быть предложена следующая общая гипотеза: «В результате проведения эксперимента процесс умственного развития детей будет ускорен».
Частной цели – «Проверка психолого-педагогических средств ускорения процесса развития» - может соответствовать частная гипотеза: «К ускорению процесса развития детей приведут примененные в эксперименте средства психолого-педагогического воздействия на детей».
Теперь представим рабочие гипотезы этого эксперимента:
Рабочая гипотеза 1: «Применение данного типа задач на занятиях данным учебным предметом должно будет ускорить психологическое развитие у учащихся соответствующих научных понятий».
Рабочая гипотеза 2: «Применение приемов проблемного обучения, в частности таких, как…, должно будет способствовать развитию умения учащихся выяснять причинно-следственные связи и отношения».
Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводиться независимая переменная (одна или несколько), а в работу другой – не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы схожи по своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.
КГ |
Т1 |
_ |
Т2 |
ЭГ |
Т3 |
ЭВ |
Т4 |
КГ – контрольная группа
ЭГ – экспериментальная группа
ЭВ – экспериментальное воздействие
Т – тестирование, измерение: Т1 – Т3 до экспериментального воздействия,
а Т2 – Т4, после экспериментального воздействия.
_ отсутствие эксперимента
ТКГ= Т2 – Т1 ; ТЭГ= Т4 – Т3,
Вывод: Если ТЭГ>ТКГ, то гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение, т.е. эксперимент удался.
Схема психолого-педагогического эксперимента.
Д. Кемпбел ввел понятие идеального эксперимента, которому удовлетворяют следующие условия:
1. Изменение экспериментатором только одной независимой переменной, а зависимая переменная строго контролируется.
2. Другие условия экспериментатора остаются неизменными.
3. Эквивалентность (равенство) испытуемых в контрольной и экспериментальной группе.
4. Проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.
Идеальных экспериментов практически не бывает.
Стратегии ведения переговоров
Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать переговоры: либо как продолжение борьбы другими средствами, либо как процесс разрешения конфликта с учетом интересов друг друга. В соответствии с этими подходами выделяются две основные стратегии ведении переговоров: 1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведен ...
Методология изучения исследовательской
инициативности
В данной области используются примерно те же методы, что и в других областях психологии. Особенности метода определяются спецификой объекта психологического исследования. В данном случае этим объектом является мотивационная направленность на поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром, а также способы реализации данн ...
Потребности как социально-психологическая характеристика личности
Потребности
– субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:
¨ биологические (витальные)
¨ информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические
потребности являются лег ...