Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях.

Страх черной тенью всегда сопровождал человечество, отчасти менялись только некоторые сюжеты. Например, почти неизменным в течение тысячелетий оставался страх темноты, смерти и бедности, чуть меньше стали пугать людей природные явления и некоторые болезни, с которыми научилась бороться медицина. Но на смену грозной некогда оспы пришел вирус СПИДа, и пошатнувшееся было равновесие между страхом и надеждой вновь вернулось к исходному уровню. Меньше стали бояться домовых, чертей и приведений, но их место занимают зомби и коварные пришельцы из космоса.

В конце 1989 года группой социологов была разработана программа под условным названием «Советский человек», в рамках которой были определены темы наиболее актуальных страхов населения страны. В процентном соотношении картина опроса на тему «Чего Вы больше всего боитесь?» выглядела следующим образом (в сокращении):

болезни близких 60

войны 48

Стихийных бедствий 42

болезней 41

старости 30

произвола властей 23

боли, мучений 19

бедности 17

собственной смерти 15

преступников 15

гнева божьего 8.

На первых пяти позициях в этом списке – страхи общечеловеческие, с которыми никакой прогресс не справится. Во «втором ряду» занимают места страхи, которые именно с этим прогрессом и связаны. Примечательно, что в нашем обществе страх перед произволом властей (усиленный опасениями насчет возврата к массовому террору) распространен больше, чем страх перед преступниками. Как показал анализ, с ростом образования ослабевают страхи «первого ряда», а также страх гнева божьего, зато растут страхи перед болью, унижением, произволом, репрессиями, то есть перед искусственно созданными социогенными факторами. Человек боится самого себя, того, что создано его руками.

Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи защищенным перед нею, угрожающими демонами и могущественным богом, то теперь мы боимся самих себя.

Когда спустя несколько лет – в 2002 году опрос повторили, то выяснилось, что картина актуальных страхов несколько изменилась. Больше всего тогда людей тревожило будущее детей, далее располагались преступность, анархия, гражданская война, смерть и болезни близких, потеря работы, бедность, голод, возврат к массовым репрессиям, старость, собственная смерть. самое неприятное, что своей обыденностью и повседневностью эти страхи определяли им жизнь, пропитывая ткань их существования. причем, что касается всех россиян – от бомжей, боящихся милиции, до респектабельных банкиров, живущих под прицелом снайперской винтовки киллера. Так, на вопрос журналиста Каралова: «А вам жить не страшно?» – почетный гражданин Санкт-Петербурга, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев с виноватой улыбкой признался: «Жить не страшно. Страшно в свой подъезд входить…»

Акцентуации характера
Поведение, отличающееся от общественного, чаще всего встречается в подростковом возрасте (50% - 80%). Наиболее стойкие и выраженные отклонения называют акцентуацией характера. Акцентуированные личности ни в коем случае не являются патологическими. Они лишь характеризуются выделением ярких черт характера в ущерб другим чертам, в результ ...

Предмет, задачи, и методы возрастной психологии
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув как детская психология, возрастная психология ...

Психическое развитие ребенка в период раннего детства
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческ ...